Есть знания, без которых невозможно стать настоящим россиянином. Точка зрения руководителя «Православной энциклопедии» Сергея Кравца
Лишь 23,4% родителей учащихся в московских школах выбрали для изучения «Основы православной культуры». Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу. Невысок процент изучения ОПК и в Санкт-Петербурге, в некоторых других регионах, а, например, в школах при российских посольствах православную культуру преподают только в 6 учебных заведениях из 80. Такие данные привёл в своём докладе на Международных Рождественских чтениях Патриарх Кирилл.
Многие родители пока предпочитают выбирать для своих детей «Основы светской этики». Иногда это объясняется административным давлением на родителей. Есть сомнения в квалификации преподавателей.
Такие проблемы, конечно, существуют и ждут решения. Но есть и другой взгляд на ситуацию. А надо ли вообще выбирать между основами православной культуры и другими предметами? Допустимо ли это в стране, которая возникла и развивалась на православных основах? Так ведь можно и русский язык, русскую литературу, культуру поставить в ряд для выбора.
Свою точку зрения на эту проблему высказывает руководитель «Православной энциклопедии» Сергей Кравец.
— Что произошло в минувшем году с курсом православной культуры в школе? Шаг вперед или назад? Региональные рамки расширились, но многие родители и ученики предпочитают православию другие дисциплины.
— Проблема, мне кажется, выглядит иначе. Она — в неверных трактовках того, что происходит. С самого начала было много шума из-за того, что детей якобы будут насильно учить Закону Божию. Но ведь идея была совершенно другая. Прежде всего надо уяснить: для чего сегодня не только необходим, но и обязателен для всех школьный курс православной культуры.
— Для чего же?
— Для того, чтобы мы оставались единой страной и единым народом. Иначе не получится. Есть огромный пласт человеческой жизни, связанный с многовековым религиозным опытом. Это касается и литературы, и музыки, и истории, и живописи и так далее. Я помню случай, когда школьный учитель при изучении стихотворения Пушкина «Пророк» пытался объяснить, не прибегая к религиозным темам, что такое шестикрылый серафим. Что это — вертолёт какой-то или монстр? И почему он проводит такую садистскую операцию — вырывает язык, сердце, жжёт человека раскалённым углём? Проблема была непосильной и для учителя, и для учеников.
Если у нас ребёнок не знает, что такое Библия, как он может читать русскую литературу, насквозь проникнутую евангельскими и библейскими сюжетами? Или по истории проходят, допустим, Медный бунт, Стрелецкий бунт. Как в них разобраться, не зная, что такое старообрядчество, из-за чего раскол произошёл? А завтра читают Достоевского. Но как его можно читать, не понимая главного, о чём он говорит? Как читать «Войну и мир»? Как понять Гоголя? Это совершенно невозможно.
Но кто должен всё это детям объяснять? Учитель истории? Ему пришлось бы целый курс прочесть, чтобы стало понятно. Учитель искусств? Он возьмет только те сюжеты, которые отразились в искусствоведении. Очевидно, нужен некий общий познавательный курс, где ребёнок приобретёт эти знания — необходимые для понимания всего остального.
— Это касается и неверующих, и неправославных?
— Конечно. Для всех это обязательно. И люди должны это понять. Надо просто им объяснить, что существует огромный религиозный человеческий опыт. Более того, этот опыт доминировал в человеческом сознании многие века. Вы с этим сегодня не хотите соглашаться, считаете, что сейчас доминирует иной познавательный опыт? Пусть так. Но величайшие произведения человеческого духа созданы именно на том опыте. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок понимал, что такое Чайковский, Бах, чему посвящены картины Леонардо да Винчи, Рафаэля? Ну так позвольте ему узнать. Как же он поймёт, например, что такое знаменитая «Пьета», если он не будет знать о Богоматери?
«Основы православной культуры» — это и есть базовый познавательный курс. И я считаю большой ошибкой, что этот предмет поставили в один ряд с другими для выбора. Потому что вместо того, чтобы инкорпорировать в единое культурное пространство всё многонациональное единство российского народа, мы ещё раз разделяем людей. Это значит, что ученик, который слушает курс по исламу, буддизму или иудаизму, всё равно не поймёт ни «Войну и мир», ни историю страны. Ведь, по сути, мы изучаем христианскую литературу, христианскую музыку, христианскую живопись, историю христианских народов. Как мы можем кого-то лишать понимания всего этого?