Праздничные богослужения в центре Нью-Йорка были в этом году особенно торжественны. После прошлогодней Пасхи прихожане Свято-Николаевского собора проводили в Москву епископа Меркурия, девять лет несшего послушание Управляющего Патриаршими приходами в США.

Кое-кто вообще не надеялся, что Патриаршие приходы возглавит архиерей. Но в этом году знаменитый на весь Манхэттен крестный ход снова возглавил архипастырь — назначенный в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан.

Уже позже станет известно, что это назначение могло случиться десятью годами раньше. Но тогда Владыка «дерзнул» остаться в Приднестровье – крае и вновь основанной епархии, переживавшими сложный период.

…В Нью-Йорк Владыка приехал накануне Пасхи. Город расцвел. Узкие улочки верхнего Манхэттена, где расположено Представительство Московского Патриархата, словно воздушный мост, окутало белое облако цветущей вишни. Светлое Христово Воскресение в Свято-Николаевском Патриаршем соборе встречали около полутора тысяч православных Нью-Йорка. В основном это потомки первой и второй волн эмиграции, проживающие в восточной и западной части Манхэттена и ближнем Нью-Джерси, эмигранты из стран бывшего СССР (России, Украины, Белоруссии, Казахстана). Накануне Пасхи все святили куличи, пасхи, крашеные яйца, с любовью декорированные и уложенные в корзиночки.

Потом была Троица. В этом году ранняя, и потому так похожая на русскую. Со свежими сиреневыми кустами и пионами. И было Воздвижение — с разливающимся в воздухе мягким, после душного лета, осенним теплом, но уже со слегка позолоченными деревьями.

И уже в американских пределах отмечал Владыка Юстиниан отметил 15-летие архиерейской хиротонии.

Восемь месяцев в многонациональной и многоконфессиональной Америке вместили для архиепископа Юстиниана и знакомство с жизнью Патриарших приходов на берегах Атлантики, и паломничество с русскими и американцами к истокам Православия в Америке — на Аляску, деловые встречи и совещания в международных и дипломатических организациях.

Это интервью мы записывали в историческом кабинете, где трудился будущий Всероссийский Патриарх-исповедник Тихон — устроитель главного храма Патриарших приходов в США — Свято-Николаевского в центре Нью-Йорка.

Сегодня наплыв эмигрантов новой волны и нового менталитета ставит перед архипастырем задачу воспитания чутких, мудрых, отзывчивых сердец, живущих разумно по заповедям Христовым, в тесной связи со своей родиной и Матерью-Церковью, как и подобает христианину, в какой бы точке земного шара он ни оказался.

С архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом (РПЦЗ) в Сан-Диего

С паломниками из России в Форт Росс

— Ваше Высокопреосвященство, как бы Вы охарактеризовали, если можно так сказать, среднестатистический приход Московского Патриархата в США? Не столкнулись ли Вы здесь с разницей в менталитете и священнослужителей, и прихожан?

— Существенной разницы в менталитете я не заметил, хотя служат на приходах в основном священники-американцы. Во время общения я чувствую отклик как прихожан, так и клириков. В каждом приходе после вечерни я обращаюсь с проповедью, а потом общаюсь с прихожанами, отвечая на их вопросы. И мне было дорого видеть, что они ждут таких диалогов со своим архиереем.

Мне понравилось, что наши церковные общины заботятся о своих храмах. В церквах хорошая роспись, имеются приходские дома, залы, на приходах много молодежи. За богослужением поют слаженные хоры. Некоторые проблемы есть, но в целом приходы полны жизни и перспектив, что меня очень радует.

— Какие приоритеты в церковной жизни Патриарших приходов Вы ставите для себя на настоящий момент и какие задачи планируете решать в первую очередь?

— Прежде всего, хотелось бы чаще встречаться со своим духовенством за Божественной литургией, на мероприятиях в масштабах Патриарших приходов, где духовенство общалось бы между собой, делилось друг с другом опытом служения, ощущая себя в духовном единстве.

Православные общины в США, и это мы должны иметь ввиду, невольно испытывают на себе влияние общин протестантских. Все это вольно или невольно привносит в жизнь приходов дух индивидуализма и изолированности. И нам, пока нас относительно мало в христианском мире Америки, надо чаще встречаться между собой, чтобы крепить православное единство.

Еще один вопрос, которой меня волнует — это недостаток оперативности, информативности, обратной связи с духовенством и прихожанами. Нам необходимо развивать интернет-ресурсы. В моих планах провести реорганизацию интернет-портала, чтобы там в полной мере была представлена не только деятельность архиерея и Представительства Московского Патриархата в США, но и жизнь благочиний и приходов.

Беспокоит меня и то, что духовенство наше стареет, а для подготовки новых кадров своего духовного учебного заведения у нас нет. Кого-то я благословляю учиться в Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке, многие обучаются на секторе заочного обучения в Духовных школах России. А в идеале хотелось бы иметь свой серьезный образовательный центр, который готовил бы богословски образованное духовенство, готовое к тому, чтобы проводить христианскую миссию в современном многополярном, быстро меняющемся мире.

— Много ли на приходах молодежи, тех, кто в будущем мог бы стать пастырями Патриарших приходов? Сейчас при Свято-Николаевском соборе создан Отдел по работе с молодежью, который пытается заявлять о себе на православном пространстве Нью-Йорка…

— По сравнению с Россией и с большинством приходов Молдавии и Приднестровья, где я служил почти пятнадцать лет, молодежи на американских приходах много, и молодежи умной, с хорошим образованием. Для меня важно, чтобы они стали, в первую очередь, христианами воцерковленными, чтобы исповедовались, причащались, любили богослужения. Было бы хорошо, если при этом они нашли бы себя в служении Церкви, в помощи за богослужением, в околоцерковной социальной деятельности.

Многие годы наша жизнь в Свято-Николаевском соборе была сугубо литургической, и пока мы не имеем сложившихся традиций многогранной приходской жизни. Многие наши прихожане живут далеко от храма, что также затрудняет формирование прихода. Поэтому чтобы всерьез говорить о работе с молодежью, нужно, чтобы сначала в соборе сформировался стабильный приход.

— В США существуют одиннадцать канонических юрисдикций Православия. Считаете ли Вы подобное положение нормальным? Давно раздаются предложения, что Православная Церковь в Америке должна быть единой…

— Я думаю, что это уже невозможно. Сорок лет назад, в 1970 году, Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви Америки Томос об автокефалии, тем самым стараясь поддержать порыв к созданию ПЦА тогдашних духовных руководителей, одним из которых был протопресвитер Александр Шмеман. И действительно, когда создавалась Американская автокефальная Церковь, разговоры о том, что все юрисдикции сольются и будет создана единая церковная организация, были очень популярны. Видимо, тогда духовенство и миряне были полны уверенности, что так оно и будет. Возможно, христиане и других юрисдикций предполагали, что развитие жизни в ПЦА привлечет их всех, и будет создана единая автокефальная Всеамериканская Церковь.

Но, к сожалению, за сорок лет этого не произошло. ПЦА сейчас — одна из многих юрисдикций, и она не сумела объединить всех под один омофор.

Второй момент. Сейчас связь между национальными диаспорами в Америке и исторической родиной укрепляется. На примере русских людей мы видим, что у многих есть общая работа как в России, так и в Америке. Такие связи стали настолько естественны, что процесс американизации, который наблюдался лет сорок-пятьдесят назад и был очень стремительным, сегодня уже не является таковым. И уже мало кто думает, что следующее поколение русскоязычных детей обязательно забудет русский язык и выберет приход американской юрисдикции. То же можно сказать о греках, сербах, болгарах и других эмигрантах из традиционно православных стран.

Потому, на мой взгляд, не нужно делать поспешных попыток к всеобщему объединению. Верный путь сотрудничества был предложен участниками Совещания в Шамбези — это Епископская конференция канонических епископов Соединенных Штатов Америки. Это и есть тот единый знаменатель, который реально может приносить добрые плоды.

— Вы принимали участие в работе первой Епископской ассамблеи Северной и Центральной Америки в Нью-Йорке. Что бы Вы назвали главным достижением этой Ассамблеи?

— Цель создания Епископских ассамблей — попечение о единстве Православия и развитии совместной деятельности представителей различных православных церковных юрисдикций, действующих на территории того или иного региона. Сюда входит и пастырское окормление верующих, и миссионерская работа, развития богословского образования и православного свидетельства перед лицом инославия. Все эти вопросы обсуждались в Нью-Йорке на заседании Епископской ассамблеи Северной и Центральной Америки.

В ходе работы Ассамблеи было ясно доказано, что Церковь может жить не только в пределах одной юрисдикции. Миру было явлено единство канонических епископов Православной Церкви, за которыми стоит духовенство, прихожане. Я почувствовал, что Православная Церковь, вне зависимости от того, на каком континенте находится, живет и развивается и, вне зависимости от употребляемого языка, водима Одним Духом Святым.

— Как Вице-президент Ассамблеи Вы посетили Стамбул, где встретились с Вселенским Патриархом…

— Визит на Фанар состоялся по приглашению Святейшего Патриарха Варфоломея и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, при активном содействии Греческой православной архиепископии Америки и президента Епископской ассамблеи Северной и Центральной Америки архиепископа Димитрия. — Нередко название Фанар используется для обозначения центра Вселенского Патриархата так же, как центром Католической Церкви является Ватикан…

По сравнению с Ватиканом христианский центр в Турции выглядит довольно скромно. В 1453 году после завоевания султаном Мехметом Константинополь перестал существовать как христианский город, и христианам для проживания и обустройства своей церковной жизни был выделен квартал под названием Фанар. Там находится небольшая церковь во имя великомученика Георгия Победоносца, несколько административных и жилых зданий. Можно сказать, что это географическое местоположение Вселенского Патриархата символизирует неразрывную связь с исторической великой христианской империей — Византией.

Во всей Турции паства Патриарха составляет несколько тысяч человек. В настоящее время Вселенский Патриархат в самой Турции не имеет своей богословской школы, которая ранее существовала на острове Халки. Вместе с тем, очень велик международный авторитет Патриарха Варфоломея, благодаря его активной деятельности.

— Если посмотреть на фотографии, сделанные во время посещения Вами Фанара, то может показаться странным, что по Турции члены делегации Епископской Ассамблеи перемещались без панагий и крестов…

Во время визита на Фанар (Турция)

Во время визита на Фанар (Турция)

— Турция стремится быть секулярным государством. Первый президент страны Кемаль Ататюрк, совершивший антирелигиозную революцию, запретил носить духовное платье в Стамбуле всем без исключения служителям: и христианам, и мусульманам, и евреям. В Стамбуле право ходить по улицам в духовном платье имеют только православный и армянский Патриархи, главный раввин и старший имам. Поэтому если в Стамбуле и увидишь идущего в духовном платье человека, то это гость, прибывший из другой страны. Понимая трудности выживания в Турции Вселенского Патриарха и всей Патриархии, мы позволяли себе ходить по храму Святой Софии в рясах, но без крестов и панагий, чтобы не рассердить местное население. А вот сопровождавший нас архимандрит — представитель Вселенского Патриархата ходил в костюме и галстуке.

— Не сложилось ли у Вас впечатление, что Вселенский Патриарх и сам находится в стесненном положении в стране, где 99 процентов населения — мусульмане?

— На сегодня нет той остроты проблемы, которую переживали его предшественники в отношениях с государственной властью, когда они находились на грани того, чтобы покинуть страну. Сейчас Турция с ее надеждой на вхождение в Евросоюз не идет на открытую демонстрацию антихристианских настроений. Есть даже надежды на улучшение отношения к представителям иных конфессий. Не так давно в Стамбуле в соборе мученицы Ирины — там, где проповедовал святитель Григорий Богослов, в присутствии важных чинов государства и культурных деятелей была исполнена оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В последнее время говорят даже о том, что если состоится Великий Всеправославный Собор, который давно готовят, то, может быть, турецкие власти разрешат провести его в соборе святой Ирины. Для европейцев, привыкших к толерантности, это стало бы признанием Турции как европейской страны и послужило бы укреплению ее авторитета.

Так что сейчас надежд у Патриарха Варфоломея и его окружения больше, и потому он чувствует себя более уверенно, чем раньше.

— И все же, не представляет ли собой Вселенский Патриарх, на Ваш взгляд, некую «декоративную фигуру»?

— Безусловно, нет. Ему, наверное, можно было бы смириться и свести свою миссию до декоративной роли. И тому было достаточно предпосылок. Но в мудрых действиях Патриарха Варфоломея и его предшественников очевидна помощь Божия, потому что пережить многовековое труднейшее, унизительнейшее положение и не терять надежду на лучшее можно только имея крепкую веру и надежду. И это меня восхищает.

Мы в США видим плоды его деятельности. Под кураторством и непосредственным духовным руководством Патриарха Варфоломея, и это очевидно, самой крепкой, развитой и привлекательной христианской организацией в США является Греческая архиепископия. За счет чего она такая? За счет живой связи с Константинополем и благодаря духовному влиянию Патриарха Варфоломея, человека, искренне радеющего за Православную Церковь.

Мне странно слышать, как некоторые иерархи в США говорят: «Чем нам может помочь Церковь-Мать, если она находится далеко? Как нами может руководить наш первоиерарх, если он не знает нашей жизни?». Но, однако, Греческая архиепископия успешно устраивает свою церковную жизнь, опираясь на широкие греческие массы. Православные греческие общины в Америке создают школы, у них замечательные монастыри и приходские храмы. И я уверен, что все это во многом потому, что они не отказываются от духовной связи со своим Патриархом.

Для тех людей, кто имеет счастье жить в Матушке-России, жить среди себе подобных православных, думать, что у них православное руководство во главе страны, то, может быть, кто-то из наших ревнителей и считает, что Патриарх Варфоломей склонен к экуменизму, к большей политической деятельности в ущерб духовной. Но нужно понимать, что он живет не в российской глубинке, он является Патриархом для греческого народа, находящегося в рассеянии по всему белому свету и живущему в самых разных условиях. Сам он является преемником патриархов, чье служение на протяжении веков было сопряжено с понятными трудностями жизни в нехристианском государстве, когда в политике церковной и ее взаимоотношениях с руководством государства нужно было проходить, как по болоту, нащупывая безопасную дорогу. Разве это не наложит отпечаток на его манеру общения с внешним миром? Но ведь древо познается по плодам. А я в США вижу плод духовного древа, которое растит Патриарх Варфоломей. И этот плод — Православная греческая община – заслуживает всяческой похвалы.

Если же говорить в целом о судьбе Православия в Америке, то для меня очевидно, что любая существующая здесь церковная юрисдикция сама по себе многого не достигнет, если не будет поддерживать связь со своей Церковью-Матерью и своим духовным руководством.

Читайте также:

Русское православие в Америке – время возможностей

— Справедливо ведь говорят, что, приехав в другую страну, а на другой континент тем более, по иному начинаешь понимать и свою родину, и связь ее с мировым Православием…

— Я всегда стремился узнать и понять, как живет Православная Церковь в мире, и никогда не жил в мире сугубо российском православном. Поэтому в Америке я ничего революционно нового для себя не открыл. Еще раз повторю, что я четко осознал, насколько важна связь со своей духовной родиной, своим Патриархатом, откуда приехали сюда люди.

В Турции, в соборе святой Софии, сопровождавший нас архимандрит Варфоломей рассказал нам о том, как строился храм. Колонны в соборе венчают капители. В навершие каждой из них, по приказанию строителя храма правоверного императора Юстиниана Великого, вкладывали мощи святых мучеников. Как это символично! Ведь Церковь Христова построена и стоит на апостольской проповеди, на подвиге исповедничества, на крови христианских мучеников. Как справедливо заметил христианский мыслитель II века Тертуллиан: «Кровь христиан – есть семя Христианства». Все традиционные исторические Церкви сегодня имеют этот великий дар от Бога, и чтят подвиг тысяч (а Русская Православная Церковь – миллионов) мучеников за Христа! И мне думается, что если связь с Церковью-Матерью у диаспоры не прерывается, то она продолжает укрепляться этими плодами веры своих мучеников и исповедников.

— Ваше Высокопреосвященство, изменилось ли у Вас лично представление об Америке со времени начала Вашего здесь служения?

— Конечно, сейчас я стал с большей теплотой относиться к жителям Америки. С каждой новой поездкой я открываю для себя жизнь православных общин, вижу потенциал их развития. Вижу то многообразие национальностей, религий, культур, языков, рас, которые живут здесь в мире. Это мне нравится и заставляет не только уважать эту страну, но и проводить аналогии с ситуацией в России, где в последние годы появляется все больше иммигрантов. Местное население при этом ропщет. Но сейчас это общая тенденция развития мира. И исконная Россия тоже начинает заселяться пришельцами. Природа не терпит пустоты.

А кого в этом винить? Народ религиозный — это многорожающий народ, это народ, который может жить. Такой народ имеет будущее. А если народ не хочет быть религиозным, если у женщин пропадает желание рожать детей, а у отцов — их воспитывать, то этот народ не имеет будущего, это народ, который обреченный оставить свою землю пришельцам.

— Почему, на Ваш взгляд, в православной среде в России создается негативный образ Америки?

— В целом народ в России в сердце своем всегда хорошо относился к американцам, а вот внешняя политика американского государства действительно порой вызывает непонимание у наших людей.

— Владыка, читателей наверняка интересуют и некоторые «мелочи архиерейской жизни» в Америке. Как организован, например, быт Представительства Московского Патриархата в Нью-Йорке?

— Моя жизнь в Приднестровье заставляла меня в личном плане довольствоваться малым. Все это продолжилось и здесь. Более того, наш церковный быт отличается от того, к которому мы привыкли на родине. Есть свои нормы жизни архиерея в России. В Нью-Йорке (боюсь, что многие мне не поверят) мы в представительстве испытываем большие бытовые сложности, чем в России. Весь быт зависит от нас самих. У меня нет возможности иметь помощника по кухне, уборщицы. У меня нет постоянного личного шофера. Бытовые, казалось бы, мелочи, отбирают много сил и времени.

Читайте также:

Никак не ожидал, или о церковном карьеризме

— Сейчас в православных кругах в России много говорят о карьеризме. Cовместимы ли, по Вашему мнению, такие понятия как карьера и священническое служение?

— На мой взгляд, не хорошо совсем не иметь желания роста, в том числе служебно-церковного. Рост — это есть признание твоих трудов, признание того, что твой опыт полезен для широкого круга людей. Разве не соответветствует это словам Христа Спасителя, что зажегши светильник, не ставят его в потаенном месте, но ставят на подсвечник — да светит всем… (Мф. 5, 15)? Поэтому если человек действительно стал этим светильником, то почему не взращивать его и не поднимать? Губить талант — это тоже грех пред Богом. Другое дело, если «светильник» не горит, а ножки у него рвутся вверх, тогда это и есть карьеризм. Такому надо сказать: «Остановись, парень, у тебя силы уходят не на то; тебе еще надо поработать, послужить Богу и людям и подождать, когда к тебе потянется рука, которая поднимет тебя выше…»

— По каким личным качествам Вы сами подбираете своих сотрудников?

— В первую очередь, чтобы они были не дураки, потому что дурак – хоть верующий, хоть не верующий, – он все дурак; чтобы искринка была в глазах и желание сознательно служить Богу. В Иваново, помню, супруга одного из соборных священнослужителей рассказывала моему духовному наставнику отцу Николаю Винокурову о своих детях: «Старший будет поступать в институт, а если не поступит, то, на худой конец, пойдет в семинарию». Батюшка тогда ничего той матушке не сказал, а когда вошел в алтарь, то его трясло от услышанного. Вот и я не хочу вокруг себя иметь людей, для которых Церковь – это «на худой конец»! Потому что для меня служение Богу и Церкви есть смысл всей моей жизни.

— На какие достижения Вы поощряете своих священнослужителей?

— Я бы сказал словами Священного Писания: Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф. 5,48). А совершенство предполагает и успешную духовную, и полноценную общественную жизнь. Если это может сочетаться с карьерным ростом по службе — и это дай Господи.

 С архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом (РПЦЗ) в Сан-Диего

С архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом (РПЦЗ) в Сан-Диего

— Большая часть прихожан Патриарших приходов в США — это эмигранты, в разное время в силу разных обстоятельств обосновавшиеся на берегах Атлантики. Эмиграция вообще жестокая штука. Это перестройка всего ритма жизни, психологии и привыкание к новому социальному статусу, часто более низкому, чем на родине. На Ваш взгляд, какую черту ни при каких обстоятельствах не должен преступить человек?

— Он не должен стать предателем. Не должен предать своей веры, не должен предать своей родины, культуры, своего языка, не должен предать своего православного Христа.

Мне бы хотелось донести до своих прихожан, что как бы ни складывалась их жизнь в США, как бы ни тяжел был их труд, они должны понимать, что есть произволение Божие на то, чтобы они жили и трудились именно в этом месте. Они здесь не просто трудятся, а еще и возвещают Христа, они проповедуют здесь православную веру. Все, конечно, есть в их жизни: и труд, и содержание семей, но в первую очередь духовное предназначение наших православных соотечественников здесь – достойно свидетельствовать о красоте родного Православия. Ради этого Господь и прислал нас всех сюда.

Беседовала Татьяна ВЕСЕЛКИНА

Нью-Йорк

https://www.pravmir.ru/emigraciya-ili-mozhno-li-sluzhit-rodine-izdaleka/
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.