На рубеже ушедшего и нового тысячелетий человечество столкнулось с фактором, когда стремительное научно-техническое развитие цивилизации значительно опережает процессы духовно-нравственного порядка. Этот все увеличивающийся разрыв создает опасное напряжение, чреватое потерей нравственного контроля за развитием цивилизации. Уже сейчас обострившиеся глобальные проблемы (прежде всего экологическая) создают прямую угрозу дальнейшему существованию человека на Земле. Вот почему так важно сейчас обращение к духовной сокровищнице христианства, актуализация непреходящих христианских ценностей и идеалов. Необходимо задуматься о том, какой громадный вклад в человеческую культуру внесло христианство за свою двухтысячелетнюю историю, осознать насколько оно явилось определяющим фактором в развитии человеческого общества.
Если бросить беглый взгляд на историю, то можно увидеть, сколь многим обязано человечество христианству, которое явилось культурообразующим началом европейской цивилизации. Именно христианство открыло в человеке личность. Человек в христианстве предстает как образ личного Бога в безличном мире. Каждый человек бесконечно ценен, важен, уникален и неповторим, послан Богом на дело, которого за него никто другой не может исполнить. Такого представления о человеке как личности не знал древний дохристианский мир.
Человек как свободная личность призван к творческому преобразованию врученного ему Творцом мира на началах Любви, Добра, Красоты. Способность к творчеству — это тоже образ Бога в человеке, который призван быть соработником Творца. Однако когда творчество забывает о своем истинном истоке и предназначении, оно утрачивает свой глубинный смысл и способно стать воистину устрашающим, разрушающим, губящим все вокруг, но, прежде всего, душу самого человека. Творчество, как и свобода, могут вести человека к Богу, делая его богоподобным, а могут и уводить его совсем в другую сторону.
Приход в мир Иисуса Христа наполнил глубочайшим смыслом человеческую историю, сделав ее сопричастной вечности. Этот сакраментальный факт определил и само летоисчисление: до рождества Христова и после рождества Христова.
Еще в эпоху античности христианство сумело преодолеть сопротивление языческого интеллектуализма и завоевало умы и сердца людей, став духовно-мировоззренческой основой античной цивилизации. В течение первых четырех веков святоотеческая мысль сформулировала основы христианского вероучения, которые были закреплены в Никео – Цареградском символе веры. Такие великие христианские мыслители, как Ириней Лионский, Климент Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Злотоуст и др. творчески переосмыслили культурное наследие античности и разработали христианское вероучение, которое по богатству и глубине содержания, а также по силе воздействия на души людей смогло превзойти античную языческую мудрость. Благодаря этому процесс христианизации охватил не только саму Римскую империю, но и проникал в варварскую периферию.
Поэтому после завоевания варварами Западной Римской империи не произошло полной гибели античной цивилизации и культуры. Христианство явилось духовной основой, которая сумела объединить все жизнеспособное в древнем мире и преодолеть глубокий системный кризис, приведший к падению Рима. Формировавшаяся европейская цивилизация c самого начала формировалась как христианская цивилизация.
На латинском западе христианская церковь играла роль интегративного фактора в бурных политических процессах формирующихся европейских государств и поэтому она много внимания уделяла устроению земной жизни европейских народов. На греческом востоке, в условиях мощной централизованной Византийской Империи христианская (православная) церковь большее внимание уделяла созерцательно-мистическому соединению с Богом.
Государство восточных славян — Киевская Русь приняло христианство из Византии, с которой оно находилось в тесных (хотя и не всегда дружеских) взаимоотношениях. Крещение Руси князем Владимиром положило начало процессу христианизации древнерусского государства и формированию на духовно-нравственном фундаменте православия основных черт образа жизни и менталитета восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов). Такие черты характера, как самоотверженность, жертвенность, соборность, сострадательность, нестяжательность, жажда справедливости, стремление к нравственной правде и др. во многом сформировались благодаря православию с его идеалами святости, благочестия и бескорыстного служения Богу, людям и Отечеству.
Православная церковь настойчиво и целенаправленно проводила идею единства страны и народа, осуждала междоусобицы и разделения. Общая вера становилась доминирующим интегративным фактором, объединяющим народ в целостный организм не только в религиозном, но и общественно-политическом смысле. Осознание общности исторических судеб страны и народа, ответственность за их безопасность и благополучие во многом способствовали формированию восточно-славянского этнического самосознания.
Христианское вероучение, христианская мораль, вся система религиозных христианских ценностей была тем стабилизирующим и консолидирующим основанием, на котором строилась духовно-нравственная жизнь народа, и на которое опиралась система образования и воспитания. В этом плане огромную роль играли православные монастыри, которые являлись не только средоточением и образцом религиозного благочестия, нравственной силы и авторитета, но и центрами духовного образования и культуры. При этом передача знаний никогда не была делом отвлеченным, не была отделена от развития навыков благочестия и воспитания христианских добродетелей. Монастыри были источниками народной грамотности, в них создавались летописи, они безвозмездно кормили голодных во времена народных бедствий, помогали больным во времена массовых эпидемий.
Самые древние на белорусской земле епархии были учреждены в Полоцке (992 г.) и Турове (1005 г.). Не случайно, что именно в Полоцке и Турове просияли такие светочи православия, как Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.
Среди выдающихся просветителей белорусского народа нельзя не упомянуть имя великого полочанина Георгия (Франциска) Скорины. Идеи Эпохи Возрождения не могли не оказать влияния на его мировоззрение и деятельность. Он дал своим соотечественникам «людям посполитым к доброму научению» печатную Библию на близком и понятном им языке. Для Скорины «доброе научение» — это именно христианское научение и воспитание.
Будучи «гражданином мира» по принципам и образу жизни, получив европейское образование, восприняв идеи гуманизма, Георгий-Франциск Скорина по духу оставался верным традициям православия. Как автор оригинальных предисловий к книгам Священного Писания Скорина широко использовал труды восточной патристики. Его гуманизм отличался от гуманизма западноевропейского. В своем искании совершенного человека Скорина, опираясь но святоотеческую традицию, приходит к евангельскому образу человека. В самом начале предисловия к первой изданной им книги он восклицает словами апостола Павла: «Да совершен будет человек Божий и на всякое дело добро уготован».
Белорусская земля дала целую плеяду выдающихся мыслителей, церковных и общественных деятелей. Среди них можно назвать имена Афанасия Брестского, Леонтия Карповича, Георгия Конисского и др.
Говоря о судьбах христианства в Беларуси, нельзя обойти и трагические события в нашей истории. Речь идет о насильственном окатоличивании белорусов сначала в Великом Княжестве Литовском, а затем и в Речи Посполитой. Наступление на генетически первичное на белорусских землях православие велось в двух направлениях. Во-первых, оказывалось давление на православную аристократию и шляхту путем отнятия привилегий и запрета занимать государственные должности. Во-вторых, сильнейшему давлению подвергались православные иерархи. От них требовали подчинения Римскому папе. После заключения политической Люблинской унии 1569 г., процесс вытеснения православия пошел ускоренными темпами. Одним из способов проведения такой политики явилось насаждение униатства. Начало этому процессу положила Брестская церковная уния 1596 г.
Уния была искусственным образованием, механическим соединением римско-католической догматики с православным богослужением. Догматическую и каноническую ущербность унии понимали сами ее вдохновители, но закрывали на это глаза ради достижения политических целей — подчинения западнорусских земель Римскому престолу. Иными словами, уния стала церковно-политическим инструментом римско-католической экспансии, проводившейся настойчиво и целеустремленно на протяжении 17 и 18 столетий. Христианские идеалы любви, мира, милосердия были принесены в жертву клерикально-политическим целям и на деле вели к разъединению, враждебности, жестокости, кровопролитию. Выдающийся богослов Георгий Флоровский писал: «Уния в действительности была и оказалась расколом. Она расколола западнорусскую церковь, разъединила иерархию и народ. Это было, прежде всего, клерикальное движение. Уния была делом епископов, действовавших в отрыве от церковного народа, без его свободного и соборного согласия».
Несмотря на ожесточенное сопротивление православного народа и рядового духовенства властям (церковным и светским) удалось щедрыми посулами, угрозами и репрессиями насильственно насадить унию на белорусских землях. К концу 18 в. около 80% крестьян Беларуси были униатами. Лишь с разделом Речи Посполитой и вхождением белорусских земель в состав России начался обратный массовый переход из унии в православие. Процесс этот шел в основном мирно, за исключением отдельных эксцессов, связанных с обострением политических противоречий.
Являясь искусственным образованием, не обладая догматической и канонической самостоятельностью, уния с начала 17 в. до начала 19 в. подверглась эрозии. С одной стороны, шел процесс окатоличивания униатов, с другой — массовый переход униатов в православие. Таким образом, в сложном и противоречивом переплетении процессов общественной жизни политические, экономические и прочие интересы могут оттеснять на второй план духовную, религиозно-нравственную жизнь людей.
На протяжении 18-19 вв. в Европе интенсивно осуществлялась секуляризация общественной жизни, что привело к ослаблению роли христианской религии в жизни общества. Набиравший силу интеллектуальный, научный и технический прогресс все больше отрывался от духовно-нравственных и религиозных основ человеческого бытия.
Процесс огосударствления православной церкви, начатый реформами Петра I, вел к постепенному превращению церкви в государственное ведомство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Попытка ускоренной модернизации российского общества, предпринятая Петром, открыла дорогу проникновению западных отвлечённо-рационалистических и схоластических идей в сферу религиозной жизни и, прежде всего, религиозного образования. Органический строй церковной православной жизни был нарушен, начался процесс ее обмирщения. Сращивание структур государственной власти и церковной организации, превращение последней в некий государственный департамент лишало церковь возможности быть нравственным судьей для государственной власти. В сложившейся ситуации трудно уже было даже представить возможность грозного слова из уст архиерея «Ты царь не прав»! которое произнес перед Иваном Грозным митрополит Филипп. Еще Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» писал: «Если Государь председательствует там, где заседают главные сановники Церкви… то церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный, усердие к ней ослабевает, а с ними и вера. А С ослаблением веры Государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных, где нужно все забыть, все оставить для Отечества… Власть духовная должна иметь особенный круг действия вне гражданской власти, но действовать в тесном союзе с ней».
И хотя жива была еще народная религиозность, еще соблюдались все религиозные обряды, но стала падать интенсивность духовной, православной жизни, ослабевало нравственное влияние православной церкви. Сохранение внешней формы, всех внешних атрибутов православия скрадывало понижение общего уровня православной духовности. Тем более, что сияли островки высочайшей духовности: Серафим Саровский, митрополит Московский Филарет (Дроздов), Феофан Затворник, оптинские старцы, Иоанн Кронштатский, целая плеяда замечательных русских религиозных мыслителей 19 века. Но ослабление, понижение общего духовного уровня ощущалось все явственнее. На Россию надвигалась тень Распутина.
Все эти сложные, противоречивые процессы подготавливали возможность грядущих катаклизмов, в которые была ввергнута на долгие годы Россия. Вакханалия богоборчества в некогда православной стране – это не просто трагическая аберрация, это в какой-то мере закономерный результат постепенной утраты православием статуса внутреннего (а не внешнего) духовно-нравственного стержня жизни народа.
В советский период воинствующий атеизм был положен в основу государственной политики в отношении церкви. Всемерная государственная поддержка атеистической пропаганды и запрет на религиозную пропаганду имели своей целью изоляцию церкви, искоренение религии, как пережитка прошлого. Жесточайшие репрессии против духовенства, разрушение церквей и монастырей должны были, по замыслу богоборцев, вытравить из сознания людей мысль о Боге, память о своих религиозных традициях. Наибольшего размаха репрессии достигли в 20-30-е гг.
Во время Отечественной войны ситуация изменилась к лучшему. Стараясь сплотить народ для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Сталин решил прибегнуть к поддержке православной церкви, которая действительно стала важным фактором консолидации народа на патриотической почве.
Однако с начала 50-х гг. гонения на церковь возобновились с новой силой. В Беларуси за 1948-1952 гг. было закрыто 87 православных церквей, арестовано 55 священнослужителей. За период с 1950 по 1966 г. в Беларуси с регистрации было снято 609 церквей и молитвенных зданий Православной Церкви. За один только 1960 г. в республике было закрыто 219 православных храмов. В 1963 г. была закрыта возобновившая свою работу в 1946 г. Минская духовная семинария, перестали действовать женские монастыри в Полоцке и Гродно.
В результате многолетних жестоких гонений на церковь ее позиции и влияние в обществе оказались сильно подорванными. Религиозные ценности утратили функцию стержня духовной культуры и были вытеснены на периферию сознания и образа жизни. Их место заняла коммунистическая идеология, которая подмяла под себя мировоззрение, сделав последнее исключительно материалистическим и атеистическим. Соответствующей была и система образования и воспитания.
Ситуация стала кардинально меняться с конца 80-х годов. Государство отказалось от поддержки атеизма и сняло запрет на религиозную пропаганду. В начале 90-х годов с падением коммунистической системы были приняты достаточно демократичные законы, регулирующие деятельность религиозных организаций. Начался трудный, сложный и противоречивый процесс религиозного возрождения, продолжающийся и сегодня. На этом пути БПЦ ясно осознает свою уникальную роль наиболее влиятельной христианской конфессии на территории независимого государства, находящегося на историческом и географическом рубеже восточной и западной ветвей христианства. Это во многом определило те задачи, которые ставит и решает БПЦ на современном этапе, одной из которых является преодоление того трагического разрыва, который возникает между современным научно-техническим развитием и процессами духовно-нравственного состояния нации. Кроме того, Церковь столкнулась с множеством проблем, начиная с самых элементарных (ее внутреннего устроения) и кончая осмыслением того, какой должна быть богословская наука в Православной Церкви? По какому пути должно пойти развитие духовного образования и что конкретно необходимо сделать для его воссоздания?
1.Белорусская Православная Церковь (БПЦ), к которой относит себя подавляющее большинство граждан страны, является в настоящий момент самой многочисленной религиозной организацией, действующей в Республике Беларусь. До 1989 г. в БССР существовала только одна епархия, однако в октябре 1989 г. ее положение было повышено путем присвоения ей статуса экзархата Русской Православной Церкви и создания собственного Синода. Изменение статуса предполагает значительную церковно-каноническую самостоятельность Белорусской Православной Церкви. Несмотря на это она поддерживает тесные связи с Православной Церковью в России. Знаком этого являются апостольские визиты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Беларусь, последний из которых, пятый по счету, состоялся 19-21 мая 2002 г. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. к ним прибавились Гомельская и Брестская, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, а в 1992 г. — Туровская и Витебская кафедры. Таким образом, число епархий в настоящее время вместе с Минской составляет 10. Богослужение в православных храмах совершается на церковно-славянском и белорусском языках.
В 1992 г. в Минске, Заславле и Полоцке состоялись торжества по случаю 1000-летия учреждения Полоцкой кафедры, в которых приняли участие представители 7 Поместных православных Церквей. В 1993 г. широко праздновалось 200-летие Минской епархии. В июне нынешнего года пройдут торжества, связанные с 1000-летием Туровской епархии.
Соответствующими деяниями Синода Белорусского Экзархата были причислены к лику святых угодников Божиих: в 1992 г. архиеп. Могилевский и Белорусский Георгий (Конисский), в 1997 г. настоятель Свято-Покровского храма д. Корма Гомельской епархии о. Иоанн Глушкевич (св. прав. Иоанн Кормянский), в 1999 г. прославлены как новомученики 23 клирика Минской епархии, совершавших свое служение и мученически пострадавших в XX в.
2. Возникла острая нужда в большом числе образованных и подготовленных кадров священнослужителей. Для подготовки кадров духовенства с 1989 г. действует Минская Духовная Семинария, расположенная в Жировичском Свято-Успенском ставропигиальном мужском монастыре. При семинарии действует регентская школа. Ряд предметов преподается на белорусском языке, на котором учащиеся также могут писать курсовые и дипломные работы. С 1995 г. начала работу Минская Духовная Академия. В епархиях действуют также Минское, Витебское и Слонимское духовные училища. Курсы катехизаторов созданы в Минской, Гомельской, Гродненской и Могилевской епархиях. В Минске действуют Школа звонарей и иконописная школа. В 1996 г., с благословения Церкви, на минском предприятии «Отменное литье» начали отливать колокола, которые поступают в приходы и монастыри Белорусского Экзархата. При храмах БПЦ действует более 400 воскресных школ.
В 1993 г. при Европейском гуманитарном университете в Минске впервые среди стран СНГ был открыт богословский факультет, деканом которого стал Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. С 1995 г. специальность «Теология» получила государственную квалификацию. Факультет теологии ныне преобразован в Институт теологии, который функционирует при Белгосуниверситете, являясь одним из многочисленных проектов Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла». Среди них – строительство Реабилитационного центра, организация ежегодных Кирилло-Мефодиевских чтений, летнего богословского лагеря, проведение международных конференций, осуществление благотворительных и экологических программ, издательское дело, воскресная школа и др. Центр развивает контакты с ведущими христианскими организациями в СНГ и за рубежом в области образования, социального служения и экологии. Развивая связи между церковными учебными заведениями Поместных Православных Церквей, Патриарший Экзарх в течение последних лет организовывал визиты в Беларусь предстоятелей Русской, Антиохийской, Польской, Украинской, Чешской Православных Церквей, которым в Минской Духовной Академии вручались дипломы Почетных членов.
3. Научная и издательская деятельность
В Минске работает представительство Церковного научного центра «Православная Энциклопедия» при Белорусском Экзархате, являющееся координатором научной деятельности в республике в сфере этого грандиозного общеправославного проекта. Важность этой энциклопедии видна из того, что она получила расходную строку в бюджете РФ, и данное издание официально рекомендовано Министерством высшего образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов.
Также активно работает Библейская комиссия Белорусского Экзархата, целью которой является перевод текста Священного Писания и богослужебных текстов на белорусский язык. Действует Информационно-консультационный центр преп. Иосифа Волоцкого. Ежегодно проводятся Минские епархиальные чтения, конференции и семинары. БПЦ ведет широкую издательскую деятельность. Создано издательство Белорусского Экзархата, помимо него существует еще несколько православных издательств. Сейчас выходит 4 журнала (на белорусском языке издается газета «Царкоўнае слова»), 13 газет, издаются книги, церковные календари и другая религиозная литература.
4. Социальные и культурные программы
Помимо главной заботы по возрождению духовного и нравственного здоровья народа значительно возросла роль Церкви, связанная с ее социальным служением. Это, прежде всего, благотворительность и милосердие — забота о больных, немощных, престарелых, бездомных и т.п. В Православной Церкви действует 14 православных братств и 31 православное сестричество.
Миссия Церкви, стремящейся обновить христианские основы цивилизации, немыслима без образования и воспитания, которые должны идти рука об руку. Образование — это не просто сообщение суммы знаний или даже формирование умения применять эти знания. Образовать человека — это выявить в нем определенный образ. Христианство видит в человеке образ Божий. Поэтому духовно-нравственное воспитание должно составлять сердцевину образования. Именно в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на традиционных для нашего народа христианских ценностях роль Церкви может быть чрезвычайно велика. Для этого у нас в республике есть наработанный опыт сотрудничества Церкви и государства. Так, например, заключенное еще в 1996 г. соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и Белорусским Экзархатом, и подписанное вновь, позволяет, не нарушая принципа светскости образования, вести работу (хотя не такими темпами как хотелось бы) по возрождению культурно-исторических и религиозных традиций нашего народа, приобщать молодежь к духовной сокровищнице христианства. Примером тому могут служить ставшие уже доброй традицией Свято-Евфросиниевские педагогические чтения. На этих чтениях педагогическая общественность республики и стран зарубежья обсуждает насущные проблемы духовно-нравственного воспитания, обменивается опытом, ставит новые задачи. В организации этих чтений помимо Министерства образования и Белорусского Экзархата самое активное участие принимают и негосударственные, общественные организации, в частности Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой. Заслуживает внимания инициатива Академии последипломного образования по проведению семинаров для учителей по основам православной культуры, которые существуют с 1996 г., педагогических чтений и конференций («Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях белорусского народа», 180-летию со дня рождения С.А. Рачинского, 170-летию К.Д. Ушинского), по материалам которых выпущены сборники статей. Большой интерес педагогической общественности вызвал конкурс «Православные святыни родного края», который воскресил забытые традиции церковного краеведения. Заслуживает внимания инициатива областного института повышения квалификации учителей, знакомящих учителей с «Основами православной культуры Беларуси».
Белорусский Экзархат является флагманом православного фестивального движения, среди которых самым авторитетным является Международный фестиваль Православных песнопений (с 1995 г.), предшественником которого был другой, не менее известный — Фестиваль духовной музыки (с 1989 г.). В рамках фестиваля проходят концерты, выставки, вечера поэзии, выступления хоровых коллективов. Фестиваль давно уже стал праздником православной культуры Беларуси.
5. БПЦ не является закрытой в себе структурой. Поэтому для нее особо важен экуменический диалог, выражающийся, прежде всего, в участии и организации научно-практических конференций на темы не только чисто богословские, но и общественно значимые.
В последнее время особый акцент делается на осмыслении роли христианства в новых геополитических европейских условиях. Среди участников таких встреч — представители практически всех религиозных объединений стран СНГ и Балтии, Всемирный Совет Церквей, Епископская конференция Германии, Евангелическая Церковь Германии, итальянские, швейцарские, австрийские, французские и американские христиане, члены Европарламента. Широко развиваются контакты с другими Автокефальными Православными Церквями — в Польше, Греции, Америке, на Кипре. 16-17 июня 2004 года в Минске состоялась встреча 24 членов Всемирного Совета Церквей во главе с генеральном секретарем доктором Самуэлем Кобиа.
Одной из важнейших задач для БПЦ является совместная международная и межконфессиональная работа по осуществлению социальных проектов (в 1990 г. Митрополит Филарет назначен председателем Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на ЧАЭС). За прошедшие годы Патриарший Экзарх всея Беларуси имел встречи почти со всеми дипломатическими представителями иностранных государств в РБ, в том числе и аккредитованными в республике по совместительству, с представителями федеральной и региональной власти Российской Федерации и международных организаций.
6. БПЦ развивает контакты с государственными структурами по разработке программ сотрудничества в различных областях общественной жизни. Еще в июне 2003 г. был подписан уникальный документ – Соглашение между Республикой Беларусь и БПЦ, «в котором, — по словам Владыки Филарета, сказанным на церемонии подписания, — определяются принципы их сотрудничества, намечены главные направления их взаимодействия». Воплощением этой договоренности стали соглашения, подписанные с Министерством образования, Министерством культуры, Министерством внутренних дел, Министерством обороны. По сути, они явились лишь констатацией процесса, начавшегося задолго до момента подписания Соглашений в области образования, взаимодействия с Вооруженными Силами, с учреждениями Департамента исполнения наказаний МВД РБ. Так, сотрудничество Белорусского Экзархата и МВД РБ продолжается с 1994 г. Оно ориентировано на духовную и материальную помощь лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Столь же активно ведется работа с Министерством обороны. В рамках подписанного соглашения между БПЦ и Министерством обороны начинает вырабатываться определенная структура: в каждой епархии есть священник, ответственный на этой территории за взаимодействие с вооруженными силами, разрабатывается положение об отделе Экзархата, который бы объединил все усилия в этом направлении. Церковь идет к тому, чтобы за каждой воинской частью был закреплен определенный священнослужитель.
Значимой социальной программой для Православной церкви явилось строительство в Минске при поддержке немецкой стороны, а также Международного агентства по связям с общественностью, Дома милосердия с храмом святого Иова Многострадального, где пребывают больные дети, инвалиды, престарелые и обездоленные люди.
Важным явлением в жизни Белорусской Православной Церкви стали братства и сестричества. Вместе с несколькими диаконическими центрами в епархиях они ведут социальную, благотворительную и просветительскую деятельность.
Православная церковь также является учредителем, соорганизатором и участником множества культурных проектов на всей территории Беларуси. Важным событием в жизни Белорусской Православной Церкви стало воссоздание Креста св. Ефросиний Полоцкой в 1997 г.
6. Нельзя не упомянуть о соотношении христианской религии и науки. В настоящее время становится все более очевидным, что представление о непримиримой враждебности религии и науки – не более чем предубеждение. Прежде всего, нужно отметить ошибочность довольно распространенного мнения, будто современная наука опровергла существование Бога. Большинство ученых всех времен и народов не были атеистами. Исследования природы понимались, прежде всего, как стремление постичь божественный замысел. Бог даровал людям две книги — Библию, в которой изложил слово Творца и «книгу природы», изучая которую человеческий ум поднимается к пониманию того, что за красотой, гармонией, целесообразностью и согласованностью мироздания обязательно должен быть Тот, Кто это создал.
Таким образом процесс духовного возрождения на основе христианских традиций и ценностей — это сложный, трудный, противоречивый и длительный процесс. На этом пути нас подстерегает немало опасностей и подводных камней. Одна из таких опасностей – возможность политизации и идеологизации христианской религии и Церкви. Мы не раз встречались с попыткой превращения христианства в некую идеологию, сферу пересечения разнообразных интересов, а Церковь — в политический инструмент в руках тех или иных политических сил.
Недопустимо спекулировать на авторитете религии и Церкви, на тяге людей к духовности. Нельзя превращать религию в заложницу политических баталий, делать веру Христову разменной монетой в политических интригах, а в деятельности Православной Церкви видеть пресловутую «руку Москвы», «инструмент имперской политики России» и т.п. Носители расхожих идеологем, типа «Уния — национальная религия белорусов» рассматривают религию как фактор политической борьбы, видя в Церкви лишь специфическую общественную организацию, которую можно использовать в определенных политических целях. Они не видят, не понимают, что Церковь — это нечто гораздо большее, чем специфическая организация. Это мистический богочеловеческий организм, Глава которого сам Христос. Поэтому и Церковь в ее земной видимой ипостаси не может становиться на сторону той или иной группировки, силы. Позиция Православной Церкви такова — Церковь не является ни политической, ни экономической силой. Она не касается вопросов распределения, перераспределения богатств, собственности и т.п. Церковь не касается и политической организации власти, ибо лояльна в отношении государственной власти и правительств всех стран, в границах которых имеет своих членов. Сила, авторитет и влияние Церкви лежит не в экономической, политической или идеологической плоскостях, а в области духовно-нравственной, основание которой — представление о спасительной роли Церкви для душ человеческих.
Другая опасность или препятствие на пути нашего возрождения — это оккультно-мистическая волна, захлестнувшая просторы бывшего СССР. Пик этой волны приходился на первую половину 90-х годов. Сейчас, благодаря совместным усилиям Церкви, государства и общественности, удалось несколько сбить и ослабить давление оккультизма на сознание наших людей, которые в своих духовных поисках постепенно учатся отличать подлинную духовность от красочно разрекламированной псевдодуховности импортного производства, цель которой — добиться эрозии культурно-исторических, религиозных, духовно-нравственных корней нашего народа.
Используя снятие запрета на религиозную пропаганду, в нашу страну устремились сотни и тысячи иностранных миссионеров, гуру, мессий и т.п., первое время, практически не встречая никакого сопротивления, прикрываясь принципом равенства религий. Но равенство религий может быть только в юридическом смысле (равенство перед законом или равноправие). Но не может быть равенства в культурно-историческом смысле (в смысле равнозначности), ибо очевидно, что наибольший вклад в формирование культуры, образа жизни, государственности нашего народа внесло Православие. Политика изоляции Церкви, проводившаяся ранее государством, не должна сменяться политикой пассивного и равнодушного нейтралитета в отношении Церкви. Отделение Церкви от государства не означает отделение Церкви от общества. Поэтому в настоящее время необходима продуманная, долгосрочная, юридически закрепленная политика конструктивного и плодотворного сотрудничества государства и Церкви на основе принципа взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга. Это означает, что государство не должно вмешиваться в вероучительные, административные и богослужебные дела Церкви, как и Церковь не должна вмешиваться в политическую борьбу, деятельность политических партий.
Государство должно обеспечить право личности на свободный выбор вероисповедания и свободного отправления религиозного культа. Оно должно обеспечивать юридическое равенство религий и конфессий перед законом (равноправие). Но при этом оно должно учитывать культурно-историческую неравнозначность религиозных конфессий. Это нашло свое отражение в новой редакции Конституции Республики Беларусь, где говорится, что государство строит свои отношения с религиозными конфессиями с учетом их вклада в формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Кстати, в конституциях западноевропейских стран подобное положение сформулировано более развернуто. Именно эта измененная конституционная норма нашла свое отражение в новой редакции закона О свободе совести и религиозных организациях. Отрадно осознавать, что новый закон исходит из определяющей роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
В реализации благородных задач, стоящих перед Православной Церковью Беларуси, заметную помощь могут оказать СМИ, помещая на своих страницах соответствующие современному уровню знаний материалы. К сожалению, современная печать не соответствует пониманию тех проблем, которые решает БПЦ. Ни в одной из газет нет рубрики (я исключаю церковную печать), в которой бы непредвзято и заинтересованно освещалась жизнь Церкви. Большая часть газет или опускает материалы о Церкви или печатает материалы скандального характера. Крайний дилетантизм — основная черта материалов, помещаемых в СМИ. Зачастую именно печать является пропагандистом оккультизма и мракобесия! Чего стоят одни астрологические прогнозы, идущие рядом с датами православных праздников! Считаю, необходимым организацию курсов, которые бы послужили образованию журналистов, а, возможно, и способствовали их воцерковлению. В газету должен прийти священник!
Подводя итог сказанному необходимо отметить, что христианские (прежде всего православные) корни белорусского народа — эта та основа, на которой общими нашими усилиями может и должно состояться духовно-нравственное, а значит и экономическое и политическое возрождение нашей отчизны.
© 2006 Белорусская Православная Церковь