26 декабря решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии. Какое оно — Православие в Чечне?
Специальный корреспондент Валерий Богатов ПРАВМИРа побывал в столице Чечни и пообщался со священником Григорием Куценко. Отец Григорий — настоятель единственного православного храма в Грозном — Архангела Михаила, благочинный Грозненского округа.
Не ожидал увидеть того, что я увидел
В конце 2009 года архиепископ Владикавказский и Махачкалийский Феофан благословил меня на несение пастырского служения в Храме Архангела Михаила Грозного штатным священником. Конечно же, когда я ехал сюда – то не ожидал увидеть того, что я увидел…
Я въезжал в город поздно вечером. Было достаточно темно и я подумал, что может быть это и не Грозный? Может быть, это в совершенно другое место меня везут?
При всем внешнем благолепии — очень мало православных. Поэтому главная задача, поставленная передо мной владыкой Феофаном, — катехизация. Чтобы у людей появилась возможность жить по-христиански!
Я думал, что ко мне будет презрительное отношение со стороны мусульман. Не замечаю. Если и есть какие-то инциденты – то незначительные. В общественном транспорте люди относятся достаточно уважительно и даже радуются тому, что появился православный священник, которому можно вопрос задать.
Бывает, иду по улице, и ко мне подходит человек: «А можно у вас спросить…». Подходит мусульманин и интересуется христианством. Я, конечно же, ему с радостью отвечаю. Бывает, что приходят в храм чеченцы и спрашивают: «А вот у вас есть Праздник Обрезания Господня, а что он значит? Есть ли в этом некая связь с тем, что у нас есть ритуал такой?»
Как я могу оставить свою паству?
Наш храм, храм Архангела Михаила, был основан в 1892 году. В советское время храм не закрывался. Штат священников здесь в советское время, представьте себе, состоял из пяти человек!
Накануне войны, некоторые священники начали уезжать. Во время первой кампании остался только священник – отец Анатолий Чистоусов, который был похищен и умерщвлён в застенках дудаевскими боевиками. Он проявил послушание абсолютное, даже до смерти. Когда Митрополит Гедеон предложил ему ехать сюда, он, конечно же, мог отказаться.
Он знал, куда едет, был военным человеком, преподавал в свое время в ставропольском Высшем Военно-Инженерном Училище Связи. И он поехал.
Его остановили во время поездки в Ставрополь, в Андреевский Кафедральный Собор. Его машину остановили и ограбили, забрали все деньги, которые были необходимы для приобретения церковной утвари. После этого Митрополит Гедеон предложил ему остаться, не ехать.
Но отец Анатолий вернулся: «Как я могу оставить свою паству?», — сказал он.
Возвращение к пастве стало Голгофой. Он скончался мученически.
Остались матушка и двое детей. Мы с ними сейчас поддерживаем отношения. А отец Анатолий не оставил нас своим молитвенным покровом.
Наш храм пострадал во время первой войны, во время второй войны пострадал еще больше. Исчезло много икон, литературы, священнических облачений.
А в 2004–2006 году началось восстановление храма — его начали возводить на старом фундаменте. В 2006 году храм был открыт, К 2009 году, по указанию главы республики, храм был обновлен, купола были позолочены, а стены были выкрашены в белый цвет. Расписывала храм группа иконописцев из Ставрополья. Весной 2009 года храм был освящен и началась его новейшая история.
Руководство республики обещало восстановить при храме гостиничный комплекс.
Пока он не восстановлен и это обстоятельство тормозит развитие полноценной духовной жизни в Грозном, да и вообще по всей Чечне. Люди из разных уголков республики приезжают в Грозный помолиться у нас. Пока, к сожалению, мы не имеем возможности их достойно принимать.
По вам будут судить обо всем христианстве
Я своим прихожанам говорю: «По вам, по вашему поведению, будут судить обо всем христианстве вообще. По вашему внешнему виду, по тому, как вы говорите, по тому как вы ведете себя на людях и дома. Своим присутствием надо проповедовать веру Христову».
Основной костяк прихода – это пенсионеры. Они в меру своих сил стараются приложить усилия, чтобы приходская жизнь менялась в лучшую сторону.
Радостно, что появляются и молодые люди. Некоторые жили здесь раньше, кто-то тут работает или служит по контракту. А в этом году один молодой человек из Грозного впервые за двадцать с лишним лет поступил в духовное учебное заведение — Владикавказское Духовное Училище.
Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?
Стали появляться дети в храме. И мы начали строить на территории храма детскую площадку.
Детям же тяжело: стоять, не пошалишь. А если у нас будет детская площадка – дети смогут поиграть и друг с другом познакомиться. Живя в разных уголках Грозного, они могут познакомиться только тут. Это поможет им осознать, что они не одни.
Одна мама рассказывала как, возвращаясь из детского сада, ребенок спрашивает: «Мама, а почему я не читаю Коран? Мама, а почему я не молюсь, как они молятся? Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?»
Предки современных чеченцев – христиане?
В Итум-Калийском районе, по свидетельствам отдельных военных, с которыми мне приходилось общаться, находились каменные кресты или пещеры наподобие келий, которые указывают на то, что здесь христианство присутствовало изначально.
На границе Ингушетии и Чечни есть развалины, которые похожи на разрушенные храмы.
А после начала Кавказской войны народ, который воевал с царской Россией, конечно же, вынужден был определиться… Раз царь – православный, то я не буду православным, я буду мусульманином;. Принимали ислам в большом количестве — XVII-XIX века – время исламизации Чечни. Мне кажется, что ключевую роль, сыграла именно та война.
Были отдельные тейпы, которые, как я слышал, были православными — Тейп Гуной, например. Их называли свиноедами. Они не считали себя мусульманами, ели свинину, некоторые из них были православными. Некоторые вступали в браки с казаками и это позволяло им приобщаться к христианской культуре.
От отдельных чеченцев я не раз слышал: «Наши предки, действительно были христианами, бесспорно».
С чего начался конфликт?
Началось все, наверное, с того, когда представители СМИ начали вспоминать события, которые происходили в XIX веке во время Кавказской Войны. Они и сейчас продолжают эту деятельность – берут эту рану и теребят ее.
Конечно же, репрессии. Сталинское выселение чеченцев, ингушей, кабардинцев сегодня серьезно вспоминают, с большой болью. Человек с детских лет слышит о том, что его права или права его родителей были сильно ущемлены.
Учитывая кавказский менталитет, мы можем говорить о том, что на этом сыграли силы, которые были заинтересованы в том, чтобы расколоть и раздробить могучий Советский Союз, который представлял из себя серьезную угрозу, для Запада в частности. Силы сработали.
Но повторюсь — в данный момент, я не замечаю никакой неприязни к русскому населению.
Город фонтанов
Нынешний Грозный — великолепный город.
Город фонтанов. Надеемся, что и на территории и нашего храма появится в ближайшее время хотя бы один фонтан. В этом году на территории нашего храма был высажен сад. Мы надеемся, что это доброе начало послужит к дальнейшему озеленению нашего города, который превратится в такой фруктовый рай.
В городе идет активное жилищное строительство. Правда, цены высокие, даже люди, имеющие средний достаток, не могут себе позволить приобрести жилье.
Наш дом – город Грозный
Упорядоченной программы, которая бы позволяла русскоязычному населению возвращаться нет. Насколько я знаком с ситуацией, нет материальной базы для этого. Люди, которые возвращаются – они приехали, посмотрели, работы здесь и так нет.
Примерно половина местного населения не работает. Они и рады были бы заниматься какой-то трудовой деятельностью, но нет рабочих мест.
Некоторые из тех, кто проходит здесь воинскую службу, готовы были бы здесь остаться, безусловно, при условии, если бы была какая-то программа, которая помогла бы им решить проблемы с жильем, оно же восстанавливается.
Пасхальная радость
Очень радостно и приятно мне было увидеть в этом году православных людей, которые накануне Пасхи приехали к нам в храм. Помолившись в этом храме, в котором кто-то из них был крещен, кто-то венчан, кто-то крестил своих детей, они пришли на кладбище, на места, где были захоронены их родные и близкие, чтобы привести их в должный вид.
Радостно было то, что Сайпутдин (Сайпутдин Гутчигов – руководитель общественной организации «Наш дом – город Грозный» — прим. В. Б.) очень помог — он — мусульманин и знал, что на Пасху у христиан не принято ходить на кладбище .
Накануне Пасхи его с его помощью организовали несколько поездок на кладбище, чтобы привести могилы в должный вид, а Радоницу уже посетить убранные могилы родных. Он сам помогал находить могилы их родных и близких, потому что кладбища города Грозного занимают громадные пространства.
Кладбища превратились в лес. Усилиями местной администрации, усилиями мэрии там вырубаются деревья, что бы люди могли хотя бы войти на кладбища, но, конечно же, этих усилий недостаточно.
В ближайшее время мы надеемся создать сайт грозненского благочиния или нашего храма, чтобы можно было как-то контактировать с теми людьми, которые хотели бы приехать сюда.
Текст, фото и видео: Валерий Богатов
Читайте также:
Заговоренный
Священник Олег Стеняев: Когда смерть рядом – все становятся верующими
Максим Анисимов. Снег окрашен кровью, и не страшно…