Вятская православная гимназия была создана 1 сентября 1998 года. Так что опыт ее работы насчитывает 16 лет. И, что особенно важно, гимназия сразу создавалась как муниципальное учебное заведение.
Кто-то может удивиться и спросить: «Как так, вроде бы православная гимназия и вдруг — муниципальное учебное заведение». Когда возникла идея создания гимназии, чиновники в сфере образования часто задавали этот вопрос. Мы им отвечали так: «Когда в нашем государстве заказчиком образования было именно государство и оно обязывало и родителей, и систему образования проводить коммунистическое воспитание, то тогда, конечно, подобная школа появиться не могла. Сегодня же, когда в Конституции права и обязанности воспитания детей возложены на родителей, родители имеют полное право выбирать для своего ребенка вид образования.
Поскольку родители являются налогоплательщиками и платят деньги в государственный бюджет, они имеют право, чтобы эти средства шли на такое общее (а не дополнительное) образование ребёнка, которое им по душе. Верующие православные родители имеют право попросить у государства, чтобы оно организовало для их детей обучение, согласно религиозным убеждениям и выбору образования, воспитания самих родителей». То есть, наша исходная принципиальная позиция в том, что заказчиком образования сегодня являются родители, а государство в данном случае выступает уже, не заказчиком образования, а исполнителем выбора родителей.
Тогда, в 1998-м году нас очень поддержал глава администрации города Кирова Василий Алексеевич Киселев, который отозвался на пожелание православных родителей, чтобы для их детей из православных семей было бы создано специальное учебное заведение, в котором дети могли б получать православное образование.
Была выбрана модель растущей гимназии. То есть, сначала были набраны два класса — первый и второй. С каждым новым учебным годом ребята переходили на класс старше и набирались новые классы.
Первые восемь лет гимназия просуществовала в небольшом здании на улице Пятницкой. Когда она уже достаточно выросла и окрепла, то стал вопрос о том, чтобы найти новые площади для гимназии. И вот тогда было принято довольно мудрое и смелое решение: в центре нашего города на главной Театральной площади есть 4-этажное большое здание школы №22, которую я сам когда-то окончил.
И вот оказалось, что школа загружена не полностью, потому что большинство людей уехало из центра, и сейчас здесь, в основном, располагаются офисы. Даже стоял вопрос о том, будет ли эта школа существовать в перспективе в будущем. Вот тогда было принято очень разумное решение: Вятскую православную гимназию как самостоятельное учебное заведение и самостоятельное юридическое лицо впустить в это здание.
То есть в одном здании разместились два учебных заведения, два юридических лица. Гимназию поместили на четвёртом этаже, а затем ей передали еще часть первого этажа, а школа продолжала заниматься на первом, втором и третьем этажах.
И вот уже восемь лет продолжается такое соседство. Конечно, с точки зрения, скажем, управленческой это, наверное, непросто. Какое-то время приходилось пользоваться одним общим спортивным залом, общей столовой. Сначала были и другие сложности. Особенно, когда кто-то пытался подлить масла в огонь и начинал говорить родителям или педагогам 22 школы, что скоро их вообще закроют, все здание будет передано гимназии, хотя в реальности об этом речи не было, понятное дело. Я бы за это не стал осуждать родителей детишек из 22 школы. Они заботились о своих детях и переживали, как бы детям не пришлось переезжать в другую школу, идти в другой школьный коллектив.
Но, во-первых, у страха глаза велики, а во-вторых, всегда найдутся люди, которые хотели бы заработать определенный капитал на таких слухах. Со временем всё успокоилось, два учебных заведения научились использовать общие площадки, когда это необходимо, кроме того, перешли к сотрудничеству. Педагоги, дети, и администрация контактируют между собой. Сейчас все страхи уже позади.
Итак, вот уже 16 лет гимназия живет, развивается. Свою пригодность и эффективность она доказала. На мой взгляд, этот опыт достаточно перспективный. И, самое главное, осуществимый, потому что, наша Конституция не изменилась, заказчиками образования по- прежнему остаются родители. И так как родители еще являются законными, законопослушными гражданами и налогоплательщиками, я полагаю, что у них есть полное право просить, чтобы на те налоги, которые они платят государству, оно организовало для их детей православное образование и воспитание.
Эту гимназию окончила моя старшая дочь, младшая учится в девятом классе. Супруга моя работает там преподает музыку. Часть родителей, которые приводят сегодня детей в Вятскую православную гимназию, просто, желая, чтобы в небольшой школе, где собраны хорошие педагоги, многие из которых имеют или высшую аттестационную категорию или являются кандидатами наук, чтобы их ребенку дали хорошее, конкурентоспособное, по их словам, образование и воспитание. То есть, они расценивают гимназию просто как одно из лучших учебных заведений города, не думая о том, что эта школа по большому счету не может не быть школой Церкви. Что в подобной школе, главное — это даже не знания и образование, не обучение, а главное — это любовь.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13:35). А не потому, что будете иметь пятерки и побеждать на олимпиадах.
Понятно, что гимназия должна давать (и даёт) образование на высоком уровне — это муниципальное учебное заведение.
Дети прекрасно сдают ЕГЭ, поступают в вузы, многих ждёт хорошая работа. Но это все связано с миром сим. Христианство — взыскание Царствия Небесного. Это вопрос, на мой взгляд, ключевой в православной педагогике, чтобы она в подобных проектах. То есть очень важно, чтобы православная школа сочетала высокий уровень образования, когда дети успешно сдавали ЕГЭ, но при этом, чтобы они понимали: познание делается любовью. Что, как сказал святитель Григорий Богослов, главное в православном образовании и воспитании — состояться как христианин.
Но наш случай сосуществования двух школ в одном здании – в каком-то смысле уникальный. Нет никакой специальной необходимости, на мой взгляд, когда создается православная школа, сочетать два учебных заведения в одном здании. Это произошло от нашей бедности. Если бы нашлось отдельное здание, которое можно было бы отдать целиком для православной школы, то это было бы прекрасно и сняло бы многие вопросы. Но свободного здания в городе просто нет.
С другой стороны, опыт сосуществования церковной школы с миром сим, с мирской школой, тоже полезный. На мой взгляд, православная школа не должна быть закрытой. Нельзя закрыть детей от влияния улицы, от влияния сверстников, это будет глубокой ошибкой. Надо научить детей правильно относиться к этому миру.
Поэтому, православная школа — это не какой-то закрытый пансион для избранных людей. Христос ведь никогда не закрывался от мира. В этом тоже предназначение православной школы, — идти в мир.
Моё пожелание Вятской православной гимназии: я бы очень хотел, чтобы она уделяла больше внимания не только процессу достижения высоких процентов успеваемости, что тоже необходимо, но ещё больше занималась отношениями между людьми: между родителями и детьми, детьми и родителями, педагогами, администрацией, между самими ребятами. Чтобы центром приложения сил педагогического коллектива были не лобные доли головного мозга, а сердце человека.