— Отец Георгий, пожалуйста, расскажите о православных общинах Пакистана.
— В Пакистане c 2004 г. действует миссия Константинопольского Патриархата, которая включает в себя крупные общины в Лахоре, Вазирабаде и Хафизабаде, а также небольшие общины в Гуджранвале, Навабшахе и Фейсалабаде. Их окормляет один священник – отец Иоанн Танвеер, число верующих – 550 человек, все местные, пакистанцы.
Также в стране с 2011 г. действует миссия Русской Зарубежной Церкви, которая включает общины в Саргоде, Хайдарабаде и Карачи. В ней трудятся три священника – отец Кирилл Амер, отец Иосиф Фарук и отец Антоний Масих. Численность верующих — 400 человек, в основном пакистанцы, но также есть несколько обратившихся иранцев и афганцев.
Обе миссии довольно интенсивно развиваются, строятся первые православные храмы, переводится и издается православная литература на языке урду. Есть, конечно, и некоторые сложности.
Наконец, в Исламабаде открыт приход Русской Православной Церкви, который окормляет протоиерей Геннадий Мороз, приезжающий в страну по большим церковным праздникам. Этот приход ориентирован на наших соотечественников, проживающих в столице Пакистана, в основном на сотрудников Российского посольства.
— Что стало причиной недавнего погрома мусульманами христианской общины в Лахоре?
— Чтобы правильно оценить происходящее, нужно понимать пакистанские реалии. В 1986 г. в стране был принят т.н. «закон о богохульстве», который устанавливает суровое наказание — смертную казнь или пожизненное заключение — за оскорбление ислама. С тех пор около полутора тысяч человек были арестованы по обвинению в нарушении этого закона. Ни для кого не секрет, что очень часто этот закон мусульмане используют просто для сведения счетов или причинения вреда соседям-христианам.
Можно вспомнить недавний случай с христианской девочкой Римшей Масих. В мусорном ведре, которое она выносила, нашли обожженные страницы Корана. Было начато расследование. Как обычно бывает в таких случаях, мусульмане использовали это как предлог для народных возмущений против христиан. Многие христиане вынуждены были покинуть свои дома. Позднее полиция выяснила, что обожженные страницы Корана специально подкинул девочке местный имам Хафиз Мохаммед Чишти, который и был вскоре арестован.
В Лахоре причиной для погрома послужило заявление двух молодых мусульман о том, что их знакомый христианин Саван Масих якобы в разговоре с ними оскорбил Мухаммеда. Сам Саван это отрицает. Он был сразу арестован полицией, однако местные мусульмане все равно решили «в отместку» сжечь христианский квартал, в котором проживал Саван. 178 домов было полностью сожжено. В этом квартале, который называется Joseph Colony, проживают в основном католики и протестанты, но, по словам о. Иоанна Танвеера, также там живут и несколько его прихожан, принявших Православие.
— В каком положении в настоящее время находится подвергшаяся погрому христианская община? Были ли среди пострадавших православные?
— Собственно православных в этой общине проживало только несколько человек, а большая часть, повторюсь, это католики и протестанты. Положение у них очень тяжелое. Люди потеряли буквально все. Когда начался погром, им, включая женщин и детей, пришлось немедленно покинуть дома, чтобы спастись. Все сгорело или было разграблено. При этом многие пребывают в страхе, поскольку в любой момент может произойти новый виток насилия против христиан.
Недавно во многих городах Пакистана христиане вышли на мирное шествие с осуждением погрома в Лахоре и с требованием отменить «закон о богохульстве». Приняли участие в этих мероприятиях и православные священники.
В настоящий момент пострадавшие от погрома люди нуждаются в самых элементарных вещах, таких как питание и предметы первой необходимости.
— Поддерживает ли ваше миссионерское общество отношения с пакистанскими православными общинами или другими общинами Юго-Восточной Азии, есть ли какие-то общие миссионерские планы?
— Да, наше православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеезерского поддерживает добрые отношения с православными общинами и в Пакистане, и в других странах этого региона — Таиланде, Гонконге, Монголии, Японии, Индии, Индонезии. Сотрудничество складывается вокруг поддержки разного рода миссионерских инициатив, например, таких как перевод и издание православной литературы на местных языках, отправка икон и богослужебной утвари в новопостроенные храмы, поддержка образовательных проектов и многое другое.
— Насколько реальна сейчас христианская проповедь среди мусульман в Пакистане по сравнению с другими исламскими странами Юго-Восточной Азии, например, с Индонезией, Индией?
— В каждой стране есть своя специфика. Например, между Индонезией и Пакистаном разница очень существенная. В Индонезии общество более спокойное, люди более терпимые, и среди православных индонезийцев немало бывших мусульман. В Пакистане же ситуация намного тяжелее во всех отношениях. Собственно, никакому внешнему миссионеру, ни в России, ни в Греции, я думаю, даже в голову бы не пришло, что можно в Пакистане открыть православную миссию. Она возникла и существует благодаря невероятному мужеству и дерзновению тех священников-пакистанцев, которые там трудятся. То, что эта миссия не только возникла, но еще и динамично развивается и растет — просто чудо. Такого нельзя было бы предполагать, но это есть, и оказалось, что именно в этой стране люди очень живо откликаются на слово о Православии. И многие приходят к вере, при том, что прямая проповедь здесь невозможна.
Один из пакистанских священников рассказывал мне о своем способе проповеди: он ходит везде с плетеными афонскими четками в руке. Люди часто спрашивают: «Что это такое?» Он отвечает: «Православные четки». И в ста процентах случаев следующий вопрос: «А что такое православный?» И тогда он начинает рассказывать о Православии, и это не ассоциируется с какой-то навязчивостью, поскольку является просто ответом на вопрос. Но все же в большей степени православные пакистанцы — это те, кто обратился из католицизма или протестантизма.
Миссия среди мусульман в Пакистане весьма затруднена многими обстоятельствами. Например, религия человека прописана в его паспорте и даже видна по его имени. По имени и фамилии в Пакистане можно нередко определить, является ли человек мусульманином, христианином или индусом. Например, очень многие христиане носят фамилию Масих (буквально «Христос», «Мессия»).
В той же Индонезии мусульманин может поменять веру и на это, кроме его родственников, никто не обратит внимания, а в Пакистане, если мусульманин обращается в Христианство, ему крайне трудно после этого вести открыто христианскую жизнь, даже если он переедет в другой город.
Так что, отвечая на Ваш вопрос: если по-человечески смотреть, то может показаться, что перспектив для миссии среди мусульман в Пакистане нет, но с другой стороны невозможное человекам возможно Богу. И в таких странах это особенно чувствуется.
Например, архимандрит Даниил (Баянторо), миссионер в Индонезии, рассказывал, что ему приснился Христос, Который сказал: «Если хочешь спастись — стань христианином». И после этого он оставил ислам и крестился.
— Много новостей о преследовании христиан приходит из Пакистана, Индонезии, Малайзии и других азиатских стран. Часто говорится об убийстве проповедников. О христианах, каких конфессий здесь идёт речь, и что, на ваш взгляд, может быть причиной этих гонений?
— В Пакистане среди местных христиан подавляющее большинство – это католики. Протестантов намного меньше и мне не доводилось слышать о том, чтобы они там вели активную миссионерскую деятельность. На личном уровне, конечно, такое возможно — кто-то с кем-то наедине поговорил, кого-то тайно крестили, — но это далеко не массовое явление.
Христиане в Пакистане борются за выживание, чтобы хотя бы сохраниться в окружающих тяжелых условиях. Вообще в Пакистане люди живут очень бедно, а христиане являются бедняками даже в этом бедном обществе.
Получить образование, найти работу, завести свое дело — все это крайне сложно для пакистанских христиан. Христиане в этих странах не «пришлые», они — часть тех же народов, граждане тех же государств. Акты насилия, которым подвергаются христиане не только в Азии, но и по всему миру, не связаны с какой-то провокационной деятельностью с их стороны. Насилие зачастую связано просто с тем, что это — христиане. Как говорил Господь: «мир возненавидел их, потому что ни не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:14).