Диакон Георгий (Юрий Максимов) выложил в своем Живом Журнале фотографии и рассказ об успешной миссии Русской Православной Церкви за границей в Индонезии: в конце июня завершилось строительство православного храма на индонезийской части острова Папуа.
«Как известно, в Индонезии действует миссия Русской Зарубежной Церкви. В рамках этой миссии действует, помимо прочих, приход в столице провинции Папуа, Джаяпуре. Этот приход возглавляет очень ревностный священник Афанасий Музенди, в прошлом баптистский пастор, искренне обратившийся в Православие. Он пожертвовал свою собственность, чтобы приобрести землю для храма, но на само строительство у общины денег не было, и ко мне, как к главе Православного миссионерского общества прп. Серапиона Кожеозерского, обратились из Индонезии с просьбой помочь найти средства — 8000$», — рассказал о.Георгий.
Этот рассказ отца диакона немедленно привлек к себе внимание православных блоггеров – и не экзотикой, а тем, что тут чувствовалась настоящая жизнь Церкви.
Мы попросили отца Георгия подробнее рассказать о православии в Индонезии.
Миссия в Индонезии — дело исключительно РПЦЗ? Греческие Церкви и непосредственно Московская Патриархия этой страной не занимаются?
Нет, все понемножку занимаются. А точнее сказать, миссией занимаются сами православные индонезийцы, а наипаче индонезийские священники, которые в силу некоторых обстоятельств находятся в разных юрисдикциях.
Часть православных приходов подчиняется Константинопольскому патриархату, около десяти приходов входят в Индонезийскую миссию Русской Зарубежной Церкви, и, наконец, есть также отец Иоасаф, который создал и опекает три прихода, находящихся непосредственно в ведении Московского Патриархата.
Если говорить исторически, то первыми православный приход в стране открыли русские, ещё в 1920-е годы. Но он был ориентирован только на русских, никакой миссии не вёл, и когда после изменения политической обстановки большая часть прихожан разъехалась, он прекратил своё существование.
Вновь Православие здесь появилось уже трудами самих индонезийских проповедников в конце 1980-х годов.
Насколько успешна миссионерская деятельность в Индонезии? Судя по фотографиям, священники там местные. Это значит, что там лучше принимают «своих» (в связи с чем были рукоположены неофиты), или настоятель, отец Афанасий, и диакон, отец Хризостом, уже давно крещены?
Я считаю, что Индонезия — один из образцов наиболее успешной современной православной миссии. Там местные православные проповедуют местным же людям. И священники там из числа местного населения, и прихожане, и служба ведётся на местных языках. Это миссия в полном смысле слова.
У святителя Николая Японского было замечательно налажено проповедническое дело, так что он был, по большей части, единственным русским миссионером, а дело проповеди исполняли обратившиеся японцы-катехизаторы и священники, он лишь руководил ими и направлял в должное русло. Это было продумано великолепно.
А в Индонезии мы видим даже нечто более удивительное: когда нет вообще ни одного миссионера, приехавшего извне, направляющего и присматривающего, а всё делают сами индонезийцы.
Индонезия – не христианская страна. Как складываются отношения с местным неправославным населением? Нет ли случаев притеснений? Каковы отношения с государством?
Как известно, Индонезия, несмотря на то, что по конституции является светским государством, — это страна с самым значительным по численности в мире мусульманским населением. И это страна, где в некоторых регионах на протяжении последних лет есть очаги напряжённости в отношениях христиан и мусульман. Это не может не сказываться и на православной общине, хотя она пока сравнительно небольшая.
Например, был случай, когда по приглашению индонезийской общины приехал православный священник из-за рубежа, чтобы помогать им в проповеди и служении, и это вызвало очень негативную реакцию со стороны местных мусульман, пошли угрозы, и ему пришлось покинуть страну.
Из-за противодействия мусульманских общин во многих районах крайне сложно получить разрешение на строительство храма, а если даже его и получаешь, то бывают случаи, что потом мусульмане-активисты приходят на место строительства и физически мешают строить, и храм так и остаётся непостроенным.
Но, надо сказать, Индонезия всё-таки не шариатская страна, и к тому же у неё есть регионы, где большинство составляют немусульмане. Например, на острове Бали проживают в основном индусы, а в провинции Папуа — протестанты.
Отчасти поэтому в Папуа для местной общины было несложно получить разрешение на строительство храма и построить его.
Есть и края, населённые племенами, которые поголовно исповедуют язычество.
Но несмотря на некоторые сложности, надо сказать, что Господь хранит православных, и за минувшие годы не было случаев, когда бы наши храмы взрывали бы, а наших братьев и сестёр массово убивали, как то имело место в отношении протестантов.
Что же касается отношений с государством, то Православная Церковь в Индонезии официально зарегистрирована и действует легально.
Какую помощь, кроме молитвенной, можно оказать нашим индонезийским братьям и сестрам?
Материальную.
Индонезия — не самая богатая страна, а православные индонезийцы — не самые богатые граждане своей страны. Дело миссии всегда требует много денежных средств на всё — строительство храмов, перевод и издание литературы, миссионерские поездки, православное образование и так далее.
Даже при самых скромных нуждах это очень затратное дело. Поэтому все миссионеры во все времена вынуждены были сталкиваться с вопросом поиска пожертвований на миссию. Ради этого святитель Николай Японский приезжал из Японии в Россию за подаянием, ради этого святитель Иоанн Златоуст, заботясь о финикийской миссии, из ссылки в письмах упрашивал знакомых пожертвовать на дело проповеди, и даже писал, что те деньги, которые они собираются направить ему, пусть лучше отсылают проповедникам в Финикию.
Не секрет, что сейчас самыми активными и успешными в православной миссии являются греки. Куда ни посмотришь — Азия, Африка, Америка, Океания — везде увидишь плоды греческой миссии. Почему так? Однажды, будучи на святой горе Афон, я в архондарике увидел номера журнала одного миссионерского общества. Это был
журнал-отчёт, они указывали, сколько и от кого получили за год денег и на что эти деньги потрачены. Общая сумма составляла более миллиона евро.
И это всё не от правительства, не от церковной иерархии, а от обычных мирян, простых жертвователей, от народа православного. И какие великие дела были на эти средства сделаны — сколько храмов построено, православных школ, больниц, миссионерских центров, сколько священников-миссионеров трудилось на стипендии, сколько других удивительных дел.
И это лишь одно из миссионерских обществ, которых в Греции несколько.
А у нас, к сожалению, пока такой традиции и такого отношения не сложилось. У нас тоже есть русские миссионеры в Азии, — в Монголии, Таиланде, Гонконге, у Русской Зарубежной Церкви ещё больше миссий по всему миру.
И, скажу честно, они очень сильно нуждаются и пока очень мало поддержки получают с Родины, не то что материальной, но даже моральной.
Кому интересно, предлагаю ознакомиться с моим материалом «Русское Православие в Азии сегодня«. Это те интервью, которые
я брал чуть более полугода назад у наших миссионеров, — в том числе и из Индонезии. Мало кто понимает, что святое дело миссии – это обязанность каждого, кто называет себя христианином, ибо это заповедал нам Христос — делиться истиной с теми, кто её ещё не знает, — как и с нами кто-то поделился в своё время. Об этом я писал в небольшой статье «Последняя заповедь Спасителя«.
Не каждый может отправиться в дальние страны и посвятить свою жизнь проповеди Христа людям другого языка и племени, но каждый может помочь тем, кто отправился, кто уже проповедует, и через это стать соучастником великого и святого дела.
И это прекрасно! От этого радость на душе.
Знаете, когда я увидел фотографии, присланные с Папуа, я испытал огромную радость и благодарность Богу, что Он сподобил меня послужить этому чуду. И я
надеюсь, что сподобит ещё. И если кто-то решит поучаствовать и помочь миссионерам, я буду рад подсказать, как это можно сделать (мой е-мейл: yurij.maximov@gmail.com).
Путей много. Например, один мой знакомый священник решил пожертвовать старый иконостас своего храма для православных общин Индонезии. А ещё один человек, как я знаю, оплатил перевод издание на китайском языке небольшой книги о Православии.
Конечно же, всё это будет востребовано.
Но самое трудное и вместе с тем важное — храмы. Община не окрепнет и не будет расти, если не получит возможность собираться вокруг Евхаристической чаши.
Читайте также:
Тихие труженики епархий
О православной жизни в Таиланде, Лаосе и Камбодже
Почему на Западе падает посещаемость богослужений?