Православное братство во имя святого благоверного князя Александра Невского

С 1996 г. наша редакция получает поддержку от неизвестной нам до тех пор организации — Православного братства во имя святого благоверного князя Александра Невского из Нижнего Новгорода. Вначале эта поддержка касалась реализации журнала, затем появился план организации подписки (ныне реализуемый), сформировались обоюдные издательские интересы и просто добрые отношения.

Собственно говоря, с доброго отношения все и началось: пришли незнакомые люди и сказали: “Нам нравится ваш журнал, и мы хотели бы вам помочь”. Неудивительно, что нам, в свою очередь, захотелось узнать про жизнь самого Братства, а узнав — рассказать про него нашим читателям.

Постоянный гость редакции, один из учредителей Братства в 1991 г., а теперь — руководитель Отдела распространения литературы Вадим Владимирович Матисов рассказал нам о том, как Братство начиналось, как оно живет и чем занимается.

Для начала Вадим Владимирович ознакомил нас с рядом статей из “Православного слова” (это — газета Братства), посвященных истории замечательного нижегородского собора. Приведем некоторые сведения, почерпнутые оттуда.

Само свое название Братство получило от этого колоссального собора, заложенного в 1867 г. на средства как нижегородского купечества, так и других российских негоциантов — участников знаменитой Макарьевской ярмарки. Собор же получил свое имя потому, что просьба купечества о постройке нового собора (старый ярмарочный собор уже не вмещал всех верующих, поскольку при тогдашнем восьмидесятитысячном населении Нижнего на ярмарки собиралось почти вдвое больше людей) нашла высочайшее одобрение Государя Александра II, посетившего Макарьевскую ярмарку в 1858 г.

В ознаменование этого и было решено освятить в храме главный престол во имя святого благоверного князя Александра Невского (из двух других правый — во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, левый — во имя святителя и чудотворца Николая).

Освященный в 1881 г. (на освящении присутствовал уже преемник Государя, одобрившего строительство, император Александр III), храм стал одним из самых больших соборов России. Высота его — 82 м; он лишь немногим уступает колокольне Ивана Великого в московском Кремле, Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге и восстановленному храму Христа Спасителя. Поставленный на нижегородской Стрелке — традиционном месте проведения ярмарки при слиянии Волги и Оки, он хорошо виден и с реки, и из обеих частей города, и гигантские портальные краны на его фоне кажутся маленькими.

В конце 20-х гг. собор был закрыт, а его здание было решено снести с тем, чтобы поставить на его месте маяк с памятником Ленину. Но ограничились тем, что в конце 30-х гг. разобрали пять шатров храма, а в дальнейшем стали использовать его под склады и под жилье. Здание обросло пристройками для подсобных помещений и контор. В 40-х гг. произошел пожар, уничтоживший интерьер собора и роспись на потолке и стенах, после чего остатки штукатурки были попросту сбиты1.

В таком изуродованном состоянии собор простоял еще полвека, ветшая с каждым годом. О том, как вокруг его восстановления сгруппировалось Братство, рассказал нам В. В. Матисов.

В 1991 г. несколько православных нижегородцев пришло к мысли о том, что им хотелось бы взяться за какое-то дело, полезное для Церкви и дающее пищу как душе, так и уму. Но что, собственно, можно было бы делать — представляли не вполне ясно. Все планы концентрировались на создании общественной организации просветительского характера.

С этой идеей и отправились к правящему архиерею — митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю. Однако владыка увидел в этих людях зачатки общины и благословил создать общину собора святого благоверного князя Александра Невского.

Регистрировались именно как Братство; при этом одним из членов-учредителей Братства стал сам Митрополит. Одновременно была зарегистрирована и община собора, хотя официально он в то время не был передан Церкви; там все еще были склады. О передаче собора с городскими властями повела переговоры уже новосозданная община — и собор был отдан. А первоначальные идеи членов общины отразились в том, что в документах Братство называется религиозно-просветительским объединением; православное духовное просветительство и образование как на приходском уровне, так и на уровне епархии — одно из основных уставных направлений его деятельности.

Председателем Братства и настоятелем собора стал протоиерей Валентин Сазанов. По четвергам Братство служит молебен святому благоверному князю Александру Невскому. Все члены Братства — прихожане собора и живут общей литургической жизнью. Их — около 50 человек, а на богослужениях бывает до 300, — и это при том, что собор еще далеко не полностью восстановлен.

Две публикации из тех, с которыми мы смогли ознакомиться, достаточно ясно показывают, насколько серьезно Братство относится к своему статусу и к своей деятельности. В “Православном слове” № 22(59) в 1995 г. были опубликованы материалы доклада протоиерея Валентина Сазанова “Православные братства: прошлое и настоящее”. Этот доклад был прочитан на российско-французской научной конференции “Современный подход к истории России”; она состоялась в Нижнем Новгороде 18–20 сентября 1995 г. В этом докладе история православных братств на Руси прослеживается с шестнадцатого века, и в то же время с большой точностью деталей описывается более близкая — XIX–XX века — история православных братств в Нижегородской епархии, а также их современное состояние. И важность этой публикации даже не только в том, что доклад интересен и сообщает много сведений, располагая их в продуманной последовательности, но и в том, что такой доклад вообще состоялся. Ведь первое свидетельствует о том, что руководитель Братства весьма основательно подходит к этой своей деятельности (и это при том, что о. Валентин, как было сказано — настоятель восстанавливающегося громадного собора), а второе — о том, что город Братство знает, уважает его деятельность и склонен к нему прислушиваться.

Вторая из этих публикаций (по времени — более ранняя) — также относится к области исторических изысканий. Это статья М. Кудрявцева, тогда еще студента, “Собор Александра Невского в 1881–1929 гг.” (см. “Православное слово” № 10(11), сентябрь 1993 г.). Это небольшое исследование жизни собора от его освящения до закрытия в 1929 г. так насыщено подробностями — именами и событиями, что напрашивается мысль о том, что его автор в конце XIX в. нашел бы в соборе не меньше знакомых, чем встречает их здесь столетие спустя.

В чем же состоит теперь просветительская деятельность Братства? В нем существует воскресная школа с разными возрастными группами, в которой могут заниматься и дети разных возрастов, и взрослые. Для детей открыта хоровая студия. Была создана иконописная школа, теперь вместе с ней работает и мастерская. Православная библиотека Братства, с читальным залом и абонементом, — самая большая в Нижнем Новгороде, у нее уже есть филиал.

Газета — само собой, о ней уже говорилось. Вначале нерегулярная и небольшая по объему, теперь выходит два раза в месяц, чем не всякая православная публицистика может хвалиться, а с 1997 г. — на 16 полосах. Курирует издание газеты отец Валентин. Если просмотреть даже выборочно номера за несколько лет, то убеждаешься, что коллектив редакции постоянно работает над совершенствованием принципов православной публицистики, ищет новых авторов, новые материалы, новые способы их подачи, старается, чтобы газета была интересна горожанам, чтобы те помнили о православных традициях нижегородской земли и знали, что традиции эти — отнюдь не достояние прошлого, не архивно-музейные материалы, а живая жизнь их современников и земляков. Десятитысячный тираж газеты — верное свидетельство того, что нижегородцы в ней заинтересованы.

Наконец, Братство учредило и ведет двухгодичные курсы катехизаторов, готовящих преподавателей Закона Божиего для средних учебных заведений города и области. Регулярно — раз в неделю — проводятся паломничества в Дивеево. Сверх всего, у Братства есть книготорговля и издательство.

“Церковная лавка” Братства — это одна из наиболее мощных в регионе книготорговых православных организаций. Она не только торгует православной литературой, но и предлагает приходам, воскресным школам и всем библиотекам услуги по организации и комплектованию через свой библиотечный коллектор. Каталог книжной торговли братства содержит сотни наименований книг (и церковной утвари к тому же), которые можно заказать через отдел “Книга — почтой”. В городской книготорговле Братство заняло ведущие позиции.

Об издательстве разговор особый. Православных издательств сейчас много, и многие из них работают хорошо и интересно. Но мало где можно найти книги, изданные на таком высоком полиграфическом уровне, как в Нижнем Новгороде. Прекрасные, художественно оформленные твердые переплеты (часто — с суперобложками), продуманное иллюстративное оформление, поддерживающее и развивающее на современном уровне традиции русской православной книги, высокое качество бумаги, набора и самой печати, — все это выводит книги, издаваемые Братством, на уровень, которого лишь в редких случаях достигает кто-либо из современных издателей России вообще.

Уже изданы четыре тома “Акафистника”, пользующиеся громадным спросом. Изданы два тома трудов видного иерарха Русской Православной Церкви, архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина); первый том включает его знаменитое исследование о преподобном Симеоне Новом Богослове, второй — избранные богословские работы2. Сейчас готовится третий том работ владыки Василия. Нам представляется важным отметить и высокую внутреннюю культуру издательской деятельности Братства, выражающуюся, в частности, в юридически безупречном оформлении его изданий, предусматривающем скрупулезное соблюдение авторского права как наследников автора, так и всех, кто работает над изданием. К сожалению, в нашем издательском мире такое встречается далеко не на каждом шагу.

Вышли в свет три тома из планируемого четырехтомника трудов епископа Варнавы (Беляева) “Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики”. Как сам владыка Варнава, так и этот его труд широко известны церковным людям со времен “самиздата” и хождения устных преданий о людях гонимой Церкви. К сожалению, такая известность всегда, как правило, сопряжена со значительным количеством неточностей и искажений, попытка освободиться от которых предпринята в данном издании. Оно сопровождается обширным жизнеописанием епископа Варнавы.

Отдельно нужно отметить переиздание известного в 10-х годах справочника православного миссионера, составленного диаконом Иоанном Смолиным. Этот справочник содержит перечень тех мест Священного Писания, на которых основывается критика Православия сектантами, и толкования этих мест с православных позиций, выявляющих несостоятельность такой критики. Вообще мы склонны с известной осторожностью относиться к идее простого репродуцирования старой литературы, но в данном случае хочется сказать и о высокой степени актуальности подобного издания, и о великолепном его оформлении — на уровне лучших справочных изданий мирового класса.

Наконец, всяческого внимания заслуживает стремление издательства выпускать православные книжки с картинками для детей. Уже изданная книжка такого рода — с картинками и стихотворными подписями к ним (“Божий день” Бориса Селезнева) — разошлась мгновенно. Это — не новый вариант Священной истории или пересказа Писания, это — эпизоды из жизни современной православной семьи, рассказ о том, как она проводит воскресный день. Наверное, не нужно обосновывать необходимость такого рода изданий, она самоочевидна.

Конечно, самая сложная и самая ответственная сторона деятельности Братства — восстановление собора. Ведь он выгорел внутри, не было ни кровли, ни стропил… Понятно к тому же, чего стоило выселение складов, контор и жильцов. Однако в 1996 г. все наружные работы были завершены, и сейчас в соборе идет внутренняя отделка. Возобновлены и регулярные богослужения в одном из приделов.

Но этой задачей — по человеческому разумению, совершенно неподъемной — Братство не ограничилось. В соответствии со своими просветительскими целями оно взяло на себя еще и восстановление часовен в разных районах города. Одна из них уже полностью восстановлена, вторая восстанавливается. Так в Нижнем возрождается православная церковная жизнь, так поддержание ее из подвига превращается в норму.

В общину приходит много молодежи, сюда приводят детей. Поэтому Братство устраивает летние лагеря: два заезда за лето по две недели каждый — для мальчиков и для девочек. Одна эта деталь показывает, насколько вдумчиво и ответственно относятся в Братстве к проблемам воспитания, насколько не боятся идти наперекор расхожим и глубоко порочным представлениям о “современной” педагогике.

И что же? Братство в городе известно. Его присутствие ощущается и в ситуации распространения литературы, и в общей атмосфере городской жизни. К нему прислушиваются; оно стало нужным горожанам. Тем самым за немногие годы Братство (очевидно, благодаря тому, что с самого начала в нем были найдены и соблюдались правильные соотношения деятельности мирян и руководства духовенства, литургического общения и внелитургической активности, — короче, те правила, которые по благословению Божию превращают группу людей в церковное сообщество) создало именно те условия, в которых может и должно осуществляться православное духовное просвещение.


1См. Кудрявцев М. С. “Увековечивающий патриотизм верноподданных” // Православное слово. № 2. Март 1993.; Исаев И. Второй ярмарочный собор // Православное слово. № 16(77). 1996.
2Одну из статей этого тома мы с разрешения Братства опубликовали в журнале, см. Архиепископ Василий (Кривошеин). Ангелы и бесы в духовной жизни по учению Восточных Отцов // Альфа и Омега. 1996. № 4(11). — Сс. 44– 73.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.