Из разговора прихожанок в Неделю жен-мироносиц:
-Сегодня – наш день, сегодня мы празднуем!
-Кто – «мы»?
-Мироносицы! Православный ведь женский день сегодня! На нас в Церкви всё держится…
…Вот интересно: почему в церковном народе придумали праздновать именно женский день? Не православный мужской день (мужики как-то спокойно относятся к отсутствию такового), православный детский день, день пожилого православного, и так далее, а — женский?
Одна из версий – такая.
Когда в начале перестройки советские женщины пришли в храмы и немного там освоились, они принялись свою прежнюю, дохрамовую, «языческую» жизнь переделывать на православный лад. В домах появились иконостасы, на тумбочке у кровати – книги про старцев и православные чудеса в ХХ веке, в сумках – платочки (вдруг по пути на работу придется в храм заскочить), в семейном меню (нередко – неприятным сюрпризом для домашних) – постные блюда, в разговорах – благочестивые «спаси, Господи» и «во славу Божию», в самом тоне этих разговоров — учительность… А многие прежние мирские привычки были осуждены как греховные. Однако не от всех привычек так-то легко отказаться. В частности, от празднования женского дня 8 марта. Отказаться, думает себе советская православная новообращенная, надо бы – во-первых, происхождение праздника, оказывается, неблагочестивое, от мировой закулисы ведется (так в популярных брошюрах написано), а во-вторых – и вторая причина более веская – 8 марта чаще всего приходится на Великий пост. Ну никак не отметишь, ни дома, ни на работе, — отметить-то хочется, но показаться непостящейся перед «этими неверующими» — ни за что!
Как же быть-то?! Совсем женского дня не отмечать?! Да вы что! Мы, освобожденные женщины Востока, так привыкли, что нас чествуют раз в году, поют нам дифирамбы, дарят цветы, раз в год нам мужчины готовят обед и моют посуду! Почти ведь весь ХХ век прожили так. Итак, что делать? А очень просто: сменить вывеску, дело это нам знакомое. Например, взять этот продукт…как его…который ни одно живое существо есть не станет…а, да, спред называется. Напишем на баночке – «по благословению такого-то» — и он прямо обязателен к употреблению в пост и не вреден, а как бы даже спасителен.
Или – мода. Дело, понятно, суетное, неблагочестивое… Обозначим ее – «Православная мода»! И вот тебе православные дома моделей, православные подиумы с православными манекенщицами. Или рок-музыка: объявим рокеров «социально близкими», пустим их выступать на православные собрания, и вот уж рок-музыка не «на службе сатаны», как убедил нас неведомый канадский пастор в популярной брошюрке, имеющей хождение на приходах и в монастырях, а на службе православной миссии…
Так и с 8 марта – назовем его «православный женский день» и перенесем на Неделю жен-мироносиц! А про то, что никогда никаких гендерных и вообще «узкоспециальных» праздников в Церкви Христовой, будь то на Руси или еще где, не было, и – почему не было, размышлять не станем, незачем себе голову забивать.
Кстати, если строки этого размышления (просто частного, подчеркиваю, и необъективного) читают мужчины и злорадствуют – так это зря. Воздавать женщинам должное в наше время – всё же стоит.
Женщинам, которые тащат ныне в России на себе и свое, женское, и – нашу мужскую ношу, от которой отказываемся мы, инфантильные, сбегающие от ответственности за жизнь то в алкоголь, то на диван перед телевизором, то в компьютерные игры, то на рыбалку, то в болезни, истинные и мнимые… Что же остается делать женщинам, ведь, по выражению одного современного поэта, «кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят»!.. Так вот, я не то чтобы против празднования особого православного женского дня – празднуйте на здоровье, кому нравится.
Просто считаю, что любить и уважать своих женщин, жён, матерей, сестер во Христе на приходе – надо не раз в году, а каждый день.