Заведующий сектором православного образования отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) любезно согласился ответить на вопросы читателей портала «Правмир«. Мы благодарим отца Лаврентия и публикуем результаты он-лайн интервью.
Могут ли применяться у дошкольников игровые методы преподавания основ христианства?
Обязательно должны применяться. Все обучение и воспитание детей дошкольного возраста базируется на игре. Через нее они воспринимают мир, усваивают важные для жизни знания и навыки и при обучении необходимо это учитывать. Преподавание основ христианства с применением игровых методов успешно реализуется в православных детских садах и начальных классах православных школ. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации успешно использует данный опыт в развитии направления дошкольного образования и воспитания.
Уважаемый отец Лаврентий! Моя дочь (ей сейчас 15 лет) учится в московской православной школе. Школа отличная, преподавание ведется на высоком уровне, но возникла проблема — дочь практически перестала ходить в церковь (а раньше очень любила быть на службах), скептически относится к необходимости молиться дома, да и вообще чувствуется охлаждение к вере. Я понимаю, что в этом возрасте многие подростки отходят от церкви, но отдавая дочь в православную школу я надеялась что этот отход (даже если он будет) не будет очень резкий, все таки вокруг нее верующие одноклассники и педагоги. Иногда я думаю, может быть лучше бы дочь училась в обычной светской школе. Подскажите, пожалуйста, может быть я что-то делаю неправильно и какие действия мне предпринять?
Тут могут присутствовать различные факторы и отвечать, не зная конкретных обстоятельств, непросто. Возможно девочка, как и многие подростки, не может противостоять соблазнам окружающего мира, агрессивно навязывающему современный стиль жизни, определяемый лозунгом «возьми от жизни все», может быть, имеет место так называемый «перегруз православием», когда из-за чрезмерного изначального включения в православную жизнь, без глубокого внутреннего ее принятия, осмысления и сопряжения с реальной жизнью, происходит отторжение. Бывает, что негативное влияние оказывает окружение цинично настроенных одноклассников. Может быть и промыслительное охлаждение. Наша вера – вера свободы. Бог ищет себе свободных детей, а не марионеток и многим молодым людям из воцерковленных семей Господь попускает временно отойти от Церкви, чтобы человек сравнил жизнь в церковной ограде и вне ее и самостоятельно сделал свой выбор.
Думаю, что Вам необходимо постараться наладить контакт с дочкой. Узнать и понять ее мысли, ощущения, желания. Не заставляйте ее ходить в храм, не пугайте ее Божиим наказанием, постарайтесь сделать так, чтобы она доверилась Вам как самому близкому человеку и рассказала о существующих проблемах в ее жизни. Возможно, имеет смысл обратиться к православному психологу.
Почему некоторые дети, получившие православное воспитание, повзрослев, уходят из Церкви?
На мой взгляд, на это нет однозначного ответа. Молодости свойственно обостренное чувство правдивости и максимализм. Часто случается, подростки, видя что религиозные убеждения родителей не совпадают с их повседневной жизнью, отказываются оставаться в Церкви, считая эту жизнь фальшивой. Это накладывает повышенную ответственность больше на родителей, чем на детей. Зачастую причиной ухода из Церкви молодежи является недостаточная востребованность. Молодость энергична, и ей свойственно желание действовать, творить, быть полезной. А на это часто приходские батюшки, по недостатку времени, не обращают должного внимания и не вовлекают молодежь в активное служение Церкви.
К счастью, в настоящее время ситуация меняется к лучшему. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ставит особый акцент на работе с молодежью для духовенства. И наш Синодальный Отдел не остается в стороне от этого. Мы всячески поддерживаем инициативы руководителей и педагогов православных образовательных учреждений, вовлекающих воспитанников в социальную деятельность (посещение приютов, больниц, домов престарелых, помощь ветеранам войны и труда, инвалидам и просто нуждающимся в поддержке людям), миссионерскую работу, организующим отряды православных скаутов и т. д.
Способны ли Синодальные структуры обеспечить контроль за функционированием церковных приютов и есть ли смысл в их существовании?
Синодальные структуры, безусловно, обеспечивают надлежащий контроль за функционированием церковных приютов.
Догадываюсь, что Ваш вопрос связан с ситуацией, сложившейся вокруг приюта в Боголюбовском монастыре. Печально, что данная ситуация используется отдельными лицами для того, чтобы бросить тень на труды добросовестных работников многочисленных приютов, действующих при монастырях и приходах Русской Православной Церкви. Эти приюты осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами, предусмотренными законодательством, в воспитательном процессе в полной мере учитываются возрастные особенности воспитанников, дети не изолируются от жизни общества и готовятся к вступлению в него. Как правило, в этих приютах, в отличие от ряда некоторых аналогичных светских учреждений, созданы оптимальные условия для реализации личного подхода в воспитании.
Отвечая на вторую часть вопроса скажу, что смысл в существовании церковных приютов, несомненно есть, ведь это одна из существенных форм проявления заботы Церкви о детях, лишенных родительского попечения. Таких ребят в нашем обществе много, с этим не поспоришь. Поэтому необходима развитая система церковных приютов, которые смогли бы воспитать детей в духе христианских правил и норм.
Другое дело, что для этого необходимы большие средства и вовлечение в эту деятельность инициативных групп мирян.
Отец Лаврентий! Хотел бы задать Вам вопрос по ситуации сложившейся вокруг приюта в Боголюбовском монастыре? Прочитал Вашу статью на сайте «Правмир» и у меня создалось впечатление некоторой недосказанности. Во всех СМИ проходит информация о том, что в Боголюбовском монастыре расположилась какая-то серьезная деструктивная секта, прикрывающаяся православием. Почему-то в Вашей статье об этом ни слова. Уточните, пожалуйста.
Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что мировоззренческие позиции, исповедуемые архимандритом Петром (Кучером), его духовными чадами и насельниками Боголюбского монастыря действительно вызывают настороженность и требуют отдельного исследования, тем более что его мировоззренческие позиции могут повлечь за собой противопоставление себя Церкви по целому ряду богословских, церковно-общественных и общественных вопросов. Но говорить о том, что в Боголюбовском монастыре расположилась деструктивная секта, прикрывающаяся Православием, у нас нет оснований.
Чему лучше отдать преимущество, православной школе или отдать ребенка в общеобразовательную и просто водить в воскресную школу?
Все зависит от конкретной случая, личности самого ребенка, намерений родителей, их видения его будущего, ситуации в семье, в конце концов, от качества образовательного процесса в близлежащих православных и общеобразовательных школах. Думаю, что допустим и тот, и другой вариант. Следует, однако, отметить, что при прочих равных условиях общая атмосфера и отношение к детям в православной школе лучше чем в светской.
Подскажите, есть ли в Москве православные гимназии или школы по типу интерната, чтобы ребенок мог там учиться пять дней в неделю (и проживать там же). И еще. Если такие школы есть, как организуется в них обучение и проживание? Ирина
Уважаемая Ирина! В Москве есть подобного рода учреждения, например, интернат для девочек при Покровском женском монастыре, где находятся мощи блаженной Старицы Матроны, а в Подольском районе успешно функционирует православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково», прием в которую осуществляется на конкурсной основе. У школы высокий образовательный ценз, добрые традиции, богатый опыт православного образования и воспитания.
Подскажите, с какого возраста может учиться ребенок в православной гимназии? Александр.
Уважаемый Александр! В православные гимназии, как и в светские общеобразовательные школы, принимают детей с 1 по 11 класс. Некоторые гимназии имеют дошкольное отделение, в котором дети готовятся к школе и получают первичные знания о Православии.
О. Лаврентий! Не секрет, что в православную гимназию принимают детей только из глубоко верующих семей.
Можно ли человеку верующему, но невоцерковленному отдать ребенка в православную школу?
Бывает ли такое, что родители устраивают своих детей в гимназию «на перевоспитание»?
Как поступить в московскую православную гимназию? Ирина
Уважаемая Ирина! Условия приема в православные гимназии прописаны в Уставах таких образовательных учреждений. Требования разные: есть гимназии, которые принимают детей только из верующих семей, а есть и такие, которые принимают всех детей, создавая условия для их воцерковления. Осуществляется этот процесс постепенно и деликатно. Родители, отдавая своих чад в православные образовательные учреждения, должны знакомиться с Уставом, укладом школы и делать свой выбор сознательно. Многие родители обосновывают свое желание стремлением обеспечить им физическую и духовную безопасность. Некоторые родители отдают детей в православные образовательные учреждения с целью «перевоспитания», но я не считаю это целесообразным. Для поступления необходимо обратиться в близлежащую православную школу и уточнить условия приема. Однако, следует иметь в виду, что в настоящее время православные гимназии Москвы не могут принять на обучение всех желающих. Это связано, в основном, с отсутствием помещений, ведь православные школы, в большинстве своем, располагаются в зданиях бывших детских садов, с небольшими классами и рекреациями.
Уважаемый о. Лаврентий! Я сама верующий, крещенный человек. Моему сыну уже 5 лет и я, естественно, думаю о том, в какой школе он будет учиться. В качестве одного из вариантов (и варианта преимущественного) я рассматриваю поступление в православную школу или гимназию. Однако меня смущают мнения, что в подобных школах молитвы, богослужения, изучение духовных предметов является преимущественным и идет в ущерб изучению общешкольных предметов. Для меня важно, чтобы мой ребенок был верующим и рос в религиозной среде, но не менее важно для меня качественное образование сына. Спасибо. Нателла
Уважаемая Нателла! Ваши опасения о низком уровне преподавания, как вы сказали, общешкольных предметов неоправданы. Любая школа ставит перед собой задачу воспитать не только православного христианина и дать ему базовые знания о православном вероучении и духовной жизни, но и подготовить ребенка к поступлению в высшие и средние специальные образовательные учреждения, которые могут быть не связаны с Церковью. Все выпускники православных школ, как и выпускники светских школ, на равных основаниях сдают ЕГЭ и по его результатам продолжают дальнейшее обучение. Для того, чтобы у Вас не было опасения по поводу качества образования Вашего сына, при его поступлении в православную школу, поинтересуйтесь ее историей, составом педагогического коллектива и узнайте в какие ВУЗы поступают выпускники.
Скажите, пожалуйста, не помешает ли моему ребенку обучение в православной школе при поступлении в светский ВУЗ. Не будет ли отношение к нему в приемной комиссии предвзятым.
О подобных проблемах нам не известно. Дело в том, что светские общеобразовательные школы и негосударственные общеобразовательные учреждения имеют аттестат государственного образца, поэтому дискриминации, по определению, быть не может. Приемная комиссия прежде всего оценивает знания, а не учебное учреждение которое он закончил. Поэтому, если даже у членов приемной комиссии есть предубеждения, абитуриент легко может их развеять своим уровнем знаний.
Есть ли конкурс при поступлению в православную школу?
Обучение в данных заведениях является платным или бесплатным?
Есть ли льготы при приеме в православные школы для детей-инвалидов, детей из многодетных семей, детей, воспитывающихся в семьях, где оба родителя или один родитель инвалид?
Есть ли льготы при приеме в данные школы для детей священнослужителей?
Конкурс при поступлению в православные школы есть, так как желающих учиться в них достаточно много, а учреждений недостаточно.
Обучение в православных школах платное, так как государство берет на себя лишь частичное финансирование общеобразовательного компонента, а все остальные расходы несет образовательное учреждение. Это аренда, материально-техническое оснащение, бесплатное питание (есть не во всех школах), экскурсии и многое другое. Но, конечно, в любой православной школе существует индивидуальный подход при приеме детей на обучение, учитываются статус семьи, состояние здоровья родителей и ребенка, а также ряд других моментов, которые предоставляют определенные льготы.
Здравствуйте, отец Лаврентий! Мой сын учится в первом классе простой школы, мы бы очень хотели отдать его в православную, но, к сожалению, в нашем районе таких нет (мы живем на Ярославском шоссе , СВАО г.Москвы). Большинство православных школ находятся либо на юге столицы, либо в центре, а наш район почему-то обделен. Подскажите, пожалуйста, планируется ли открытие православных гимназий в СВАО г. Москвы?
Безусловно, увеличение количества православных школ является приоритетным направлением для Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Однако, в связи наличием трудностей с материально-технической базой, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. В Северо-Восточном административном округе осуществляют деятельность: православная школа «Знак» и «Общеобразовательная православная школа в усадьбе Свиблово им. прп. Сергия Радонежского». В 2011 году открытие еще одной не запланировано. Но, конечно, для появления новых православных учебных учреждений требуется не только административный ресурс, но и активная деятельность инициативных групп энтузиастов, при поддержке местного благочиния.
Отец Лаврентий, недавно мы узнали историю написания о.Андреем Кураевым программы и учебника по православной культуре для светских школ.
А что воскресные школы и гимназии? Есть ли для них новые учебники и программы преподавания? Спасибо. Николай
Уважаемый Николай! Комиссией, во главе с протодиаконом Андреем Кураевым действительно был написан учебник для федерального эксперимента по преподаванию курса «Основы православной культуры». По нему сейчас осуществляется преподавание в светских школах 19 регионов России в рамках данного эксперимента, для 4-5 классов.
Что же касается православных дошкольных образовательных учреждений, средних школ, гимназий и лицеев, то православный образовательно-воспитательный компонент, складывающийся из ряда предметов религиозной направленности, успешно преподается с использованием ряда методических наработок. Существуют учебники и специальные программы. Для ознакомления с ними можно обратиться в православное образовательное учреждение, также они доступны в православных книжных магазинах и церковных лавках.
К сожалению, в отличие от общеобразовательных учреждений, программы воскресных школ, в большинстве регионов, не стандартизированы и не унифицированы. Поэтому они используют различные пособия, но в этом отсутствует системность. В этом направлении Сектором катехизации и воскресных школ нашего Синодального Отдела ведется активная работа и, думаю, что в 2011 г. будут утвержден Стандарт православного образования в воскресных школах.
Отец Лаврентий!
Я православная мама 5-летнего сына. Я слышала о «классах домашнего воспитания» в обычных школах. В этих классах преподают православные педагоги. Расскажите, пожалуйста, подробнее о таких классах.
С уважением,
Юлия
Уважаемая Юлия! Понятия «классы домашнего воспитания» не существует. В ряде общеобразовательных светских школ организовано надомное обучение (по медицинским показаниям), также существуют школы надомного обучения. В Православной образовательной среде таких форм обучения нет.
Добрый день, отец Лаврентий! Интересует вот какой вопрос! Насколько качественная материально-техническая база в православных школах? Не хуже ли она чем в обычных, светских, государственных школах? За какие средства она обеспечивается. Спаси Господи!Арина
Уважаемая Арина! В целом материально-техническая база православных школ соответствует государственным критериям, предусмотренным для ведения полноценной образовательной деятельности. Однако в ряде школ есть необходимость в увеличении площади помещений. В частности это те средние образовательные учреждения которые располагаются в здании бывших детских садов. Православная школа финансируется частично из муниципальных средств, которые оплачивают преподавание светского компонента в образовании, а остальные расходы, связанные с обеспечением православного образовательного компонента и дополнительного образования школа вынуждена привлекать средства родителей, и благотворителей.
Отец Лаврентий! Подскажите, собирается ли Патриархия увеличивать количество православных школ. Мои родственники собирались отдать учиться своего ребенка в такую школу, обращались в несколько, но везде еще в конце лета мест не было. Николай
Русская Православная Церковь заинтересована в увеличение количества православных образовательных учреждений. Однако, в связи наличием трудностей связанных с материально-технической базой, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. Но, конечно, для появления новых православных образовательных учреждений требуется не только административный ресурс, но и активная деятельность инициативных групп энтузиастов, при поддержке местного благочиния.
Уважаемый отец Лаврентий! Подскажите, обязан ли ребенок исповедоваться у духовника гимназии или может исповедоваться у священника в своем приходском храме. Спасибо. Елена
Уважаемая Елена! Ребенок, обучающийся в православной гимназии, может исповедоваться как у духовника данного образовательного учреждения, так и у любого другого батюшки, в любом храме. Главное, чтобы священник понимал ребенка и мог ему помочь.
Отец Лаврентий, скажите если я помогаю страждущим, могу ли где-то еще поучиться? Хочется ведь со знанием помогать. А я всего лишь педагог и юрист. Хочется приобрести больше знаний. Спасибо вам за ответ.
Ваш вопрос нуждается в уточнении некоторыми сведениями. Если Вас интересуют знания Православного богословия и основ аскетики, то Вам необходимо поступить в Православный ВУЗ или записаться на катехизаторские курсы. Обратите внимание и на самообразование по православному богословию. В интернете есть ряд образовательных порталов, где Вы можете найти интересующие Вас материалы, например predanie.ru.
Добрый день, отец Лаврентий! Я православная христианка, работаю в обычной средней школе — учителем математики. Наслышана о скором введении в школах (в качестве предмета учебной сетки и факультатива) основ православной культуры. Впрочем, такие предложения были и раньше, просто, сейчас, вероятно, есть поддержка высшего руководства страны. Когда в нашей школе в первый раз была поднята тема введения ОПК и приглашения на ставку педагога, директор сказала, что никакого нового педагога приглашать не будет, а распределит эту ставку между уже имеющимися учителями, в частности, между учителем географии и физики. Обе эти женщины к православию имеют, мягко говоря, далекое отношение, одна увлекается системой рейки и агни — йогой.
Однако, когда я их спросила — согласятся ли они преподавать незнакомый им предмет, обе ответили — а что там сложного, не все ли равно что преподавать, доплата к ставке 50%, почитаем вникнем и детям объясним, тем более, что предмет — новый. С моей точки зрения, преподавать подобный материал может только верующий, воцерковленный, православный человек, а указанные мной вещи могут не только послужить нравственному воспитанию детей, а наоборот — навредить. Боюсь, что подобная ситуация не только в нашей школе. Хотелось бы, о. Лаврентий, узнать Ваше мнение по данной проблеме. Спаси Господи! Елена
Уважаемая Елена! Мы разделяем Вашу озабоченность. Действительно для преподавания основ православной культуры необходимо владеть не просто базовыми знаниями о православии, но и понимать его духовные ценности, нести православную культуру «от сердца». Согласитесь, что даже такой предмет как ИЗО может стать каторгой для детей если его ведет педагог для которого эта дисциплина далека от его внутренних приоритетов. Нечто подобное может произойти и с преподаванием ОПК. Мы по возможности принимаем участие в процессе подготовки педагогов по данным дисциплинам. В 2012 году планируется введение этого курса во всех школах России. Педагоги будут направляться на специальные семинары для приобретения навыков преподавания данного предмета. Надеюсь, в будущем ситуация с преподаванием ОПК улучшится. Рано или поздно ситуация с подготовкой преподавателей стабилизируется и войдет в конструктивное русло.
Добрый день! у меня к Вам, отец Лаврентий, вот какой вопрос. Я — мама, воспитывающая ребенка-инвалида (опорно-двигательный аппарат). Есть ли возможность ему обучаться в православной школе, потому что мне хотелось бы чтобы мой ребенок обучался в православной среде, где к нему было бы меньше негатива, где дети и учителя терпимее, в силу своего вероисповедования. Да и вообще, готовы ли православные школы принимать на обучение детей-инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению, детей с умственной отсталостью. Заранее спасибо, отец Лаврентий, за ответ. Я думаю, что это интересует многих православных людей, воспитывающих детей — инвалидов.
Практически во всех православных школах повышенная образовательная нагрузка, в связи с интеграцией православного и общего образовательных компонентов, но в настоящее время эти школы не имеют коррекционных классов, специалистов – дефектологов. Православные школы принимают на обучение детей–инвалидов, но с сохранным интеллектом и не имеющих глубокой патологии.
Здравствуйте, Батюшка!
На данный момент в России одним из острых социальных вопросов является отсутствие детских садов. До этого года. на сколько я знаю, организовать детский сад было большой проблемой.
Почему бы нашей, родной Русской Православной Церкви не взять инициативу на себя? Давайте вместе создавать детские сады! Мы прихожане и деньгами помогать будем, и строить, по силам, сможем. А работать там смогут прихожане, благо среди них много действительно добрых пожилых и не очень, женщин. Да и детишкам бы какая польза, с ранних лет им бы рассказывали о Христе.
Что Вы думаете по этому поводу? Спасибо!
Уважаемый Александр! Действительно одна из острых социальных проблем – недостаточное количество детских садов, в том числе и православных. Слава Богу, наметилась положительная тенденция – увеличение подобных учреждений в регионах. Открытие православных детских садов в епархиях находится в ведении Правящего Архиерея, с которым необходимо согласовать не только вопросы по обеспечению материально-технической и методической базы, но и вопросы духовного окормления со стороны православного духовенства. Мы располагаем замечательным опытом создания и функционирования данных учреждений в Смоленской, Белгородской, Московской и иных епархиях. Опытом этих регионов Вам необходимо воспользоваться при создании православного детского сада.
Добрый вечер, Батюшка! Хотел у Вас попросить побольше рассказать о дошкольном образовании. Есть ли у Вас знакомые, которые занимаются с детишками в детских садах? В какой форме можно рассказывать детям от 3 до 6 лет о Боге? Есть ли у нас в Церкви люди,имеющие надлежащий опыт, которые могли бы проводить открытые уроки, делиться своим опытом?
Здравствуйте, отец Димитрий! Наш Отдел курирует и направление дошкольного образования. Мы поддерживаем тесные контакты с рядом педагогов и воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста. В рамках Международных Рождественских Образовательных Чтений уже не первый год успешно проводится тематическая секция по дошкольному образованию. Мы имеем успешные наработки православных детских садов и готовы поделиться накопленным опытом. Для консультаций Вам необходимо связаться со мной. Контактная информация на сайте: otdelro.ru.
Отец Лаврентий! В связи с конфессиональной аттестацией образовательных учреждений хотелось бы узнать:
1. Имеется ли Положение о проведении конфессиональной аттестации учреждений образования, где прописаны требования к школам?
2. Имеется ли типовой устав православного образовательного учреждения, утвержденный Священноначалием и согласованный с Министерством образования РФ?
Спасибо!
Положение о выдаче Конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего православного образования, было утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 29 ноября 2010 года.
В настоящее время окончательную стадию доработки проходят Стандарт по православному среднему образованию, который будет утвержден Священным Синодом в следующем году.
Единого типового Устава православного образовательного учреждения нет, так как Церковь не ограничивается пределами РФ и должна учитывать законодательство об образовании иных государств и мы имеем различные направления православного среднего образования. Однако исходя из опыта регионов мы можем констатировать, что существует несколько основных типов Уставов православных образовательных учреждений, утвержденных местными структурами управления образования, которые распространяются на тот или иной регион.
Искренне благодарю всех принявших участие в интервью!
Благодарю администрацию интернет-портала «Правмир» за предоставленную возможность интересного и содержательного общения на тему православного образования..
Надеюсь на успешное продолжение диалога с посетителями портала «Правмир», интересующимися вопросами Православного образования.