10 ноября в рамках конференции «Покровские чтения» в Российском православном университете состоялась встреча «Христиане в обществе различий».
Каковы особенности современной западноевропейской цивилизации? Умеют ли христиане признавать свободу и инаковость других? Какие новые возможности для христианской проповеди открываются в постсекулярную эпоху? Как оценивать экуменизм? Что такое угроза гегемонии и как её избежать? Ответы на эти и другие вопросы пытались найти архиепископ Милана кардинал Aнжело Скола и секретарь Синодальной богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий.
Произошедшая встреча стала первым выступлением католического кардинала в стенах православного университета. Католическая сторона придаёт большое значение подобным попыткам диалога между церквями — на встрече присутствовал папский нунций в России архиепископ Иван Юркович.
Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев), открывая встречу, отметил как знаковый тот факт, что она прошла в новом здании университета на Лубянке — месте смерти многих новомучеников. Ректор выразил надежду на то, что залы РПУ отныне станут местом встреч и диалога людей доброй воли (пусть и разных взглядов).
В ответ кардинал Анджело Скола заявил, что для него также большая честь выступать в зале, отмеченном христианскими подвигами во времена репрессий.
Далее состоялась дискуссия по поводу книги его высокопреосвященства «Христиане в обществе различий», изданной центром «Покровские ворота».
Об истине и свободе
Представляя книгу, кардинал Анджело Скола отметил, что западноевропейская цивилизация с декларируемой ею свободой — это вызов для христианства, который сами христиане в полной мере ещё не оценили.
Вопрос о месте Истины в обществе свободы всегда вызывает напряжение, так как Истина абсолютна, а свобода не терпит принуждения. Каждая из ступеней на пути к Истине — от простой открытости к восприятию религиозных вопросов до полного посвящения себя Истине — требует постоянного обучения свободе. Само желание человека познать Истину — это проявление его свободы.
Место встречи Истины и свободы — человеческое самосознание, самое таинственное место, где человек встречается с Богом. Таким образом, разговор об Истине в обществе превращается в разговор о неприкосновенности и защите человеческой личности, о человеческом достоинстве как основании общества.
Догмат о Троице как модель поведения
Сами христиане не всегда умеют признать инаковость других, не умеют вести себя в обществе различий. Однако идеи об общности и различии заключены в самом центре христианской доктрины — догмате о Троице. Именно в нём наглядно показаны идеи и неприкосновенности отдельной личности, и существования общины и всей Вселенной.
В Западной церкви, в отличие от Восточной, основание веры не всегда было основанием мысли. Поэтому католики иногда страшатся признать братством всё человечество, поскольку отдельные его представители исповедуют разные взгляды. В то же время очевидно, что свобода человека, сотворённого по образу и подобию Божию, должна восприниматься не в терминах подчинения, а в терминах сыновства.
Человек — единственное на Земле творение, которое Бог пожелал сотворить ради него самого. Человек может в полной мере стать самим собой лишь через истинную самоотдачу.
Связь между Троицей, Истиной и свободой — вопрос не только догматический; через эту призму можно рассматривать и общественную жизнь. Никто и ничто не должно быть чуждо христианам. Нужно понимать, что христиане посланы ко всем и имеют возможность встретиться со всеми.
Любовь как основа общества
Человек в обществе различий находится в рамках: с одной стороны, признание, что разность есть благо, бережёт его от чрезмерного коллективизма. С другой, необходимость человеческих общностей — семьи, общины — также очевидна.
В свете этого становится очевидно, что любовь в общественном пространстве — не излишня и не факультативна. Именно она и есть та основа, которая не даёт распасться обществу. Более того, служение любви противостоит основному искушению свободы — когда хочется изобрести общественную систему столь совершенную, что в ней не нужно быть добрым.
Отсюда задача христиан в современном мире состоит в том, чтобы сохранять и обновлять Тело Церкви. Обществу необходимы всё новые и новые проявления любви, но при этом необходимо сохранять в целом положительное отношение к общественным переменам.
По окончании вступительного слова протоиерей Владимир Шмалий задал кардиналу Анджело Скола несколько вопросов.
По его словам, понятно, что догмат о Троице, сочетающей абсолютное единство с признанием инаковости должен стать парадигмой поведения христианина. Однако, как достичь того, чтобы известие о Троице не превратилось лишь в очередную школьную теорию, каких современному человеку было сообщено уже немало? Может ли сама Церковь признавать чью-либо инаковость?
Мужское и женское — разность или различие?
Кардинал Анджело Скола предложил в христианской проповеди тесно опираться на жизненные вопросы. Он, в частности, привёл пример из своей пастырской практики.
Ежегодно в Милане происходят беседы с парами, обвенчавшимися в текущем году. Каждый раз на таких встречах возникал круг сходных вопросов — в частности, возникал вопрос о том, почему не могут получить признание Церкви однополые пары. Существенный сдвиг в дискуссии произошёл тогда, когда кардинал решил исходить в своих рассуждениях из понятий «разность» и «различие».
По его словам, понятие «различие» описывает одну и ту же личность во всём многообразии её последовательных изменений в процессе роста. Понятие же «разность» применяется там, где появляется другой.
В отличие от «различия», «разность» не может быть преодолена, так как человек не может изменить свою природу. Например, мужчина не может стать женщиной, но всю жизнь имеет перед глазами женскую инаковость, которую он должен признавать. Именно в этом сочетании «разности» и «различия» проявляется сотворение человека по образу и подобию Божию.
Проповедь или экуменизм?
Ещё одна особенность общества свободы и различий состоит в необходимости решимости для проповеди.
К сожалению, Католическая церковь много лет не решалась открыто говорить в обществе о Троице, как будто наличие у неё собственного учения и иерархии таинств стало препятствием говорить со всеми обо всем. Вместо этого предпринимались попытки создать в обществе некую «нейтральную почву». Так продолжалось до тех пор, пока не стало ясно, что экуменизм такого рода меняет верующих людей не в лучшую сторону. В результате в католической среде возникло некое непонимание приоритетов собственного учения. На встречах с верующими при попытке обсудить догмат о Троице неизменно находится кто-нибудь, кто предлагает «лучше перейти к конкретным вопросам». Как будто вопрос о предмете веры и смысле доктрины не конкретный и насущный!
Далее протоиерей Владимир Шмалий отметил, что книга кардинала Анджело Скола вышла в тот сложный момент, когда общество можно назвать постмодерным и постсекулярным.
С одной стороны, сейчас очевидно, что классические социологические теории — например, Дюркгейма и Вебера, — предсказывавшие скорое вытеснение религии из общества, оказались неверны. Происходит повсеместный рост религиозности, и Европа, с её идеалами процедурной демократии, которые сами по себе уже подвергаются критике, на этом общемировом фоне выглядит скорее исключением. С другой стороны, и сама церковь подвергается критике со стороны власти.
Как следует вести себя христианам в этих условиях? Станет ли сложившаяся ситуация временем реванша для христианства? Должны ли христиане испытывать энтузиазм по поводу сложившейся ситуации? И не будет ли проявление силы и власти в ней признаком возврата к старым парадигмам?
Угроза гегемонии в эпоху постсекуляризма
Кардинал Анджело Скола согласился с тем, что нынешнее время можно обозначить как эпоху постсекуляризма, пришедшую на смену секулярной эпохе, начавшейся с Просвещением.
В секулярную эпоху предпринимался ряд попыток найти для человечества пути, альтернативные религии — от теории Канта, сводящей смысл христианства и человеческой жизни к разуму, до попытки Гегеля переписать христианство в терминах рационализма.
В итоге человечество пришло к этапу, когда «большие проекты» вроде Просвещения в принципе воспринимаются с недоверием. Среди прочих, потерпели фиаско и попытки заменить Христа чем-то рациональным.
Отрадно, что пророки, предрекавшие гибель религии, ошиблись, однако настоящий момент несёт для христиан и некоторые опасности, унаследованные от секулярной эпохи. Сейчас существует большая опасность вместо того, чтобы уподобиться Христу, начать говорить с миром на его языке — языке диктата и власти. Задача современных христиан — противопоставить риску гегемонии логику свидетельства.
Часто свидетельство сводят к созданию в обществе хорошего морального примера. Однако на самом деле свидетельство — ничто, если оно не сопровождается опытом, жизнью и конкретными делами.
В качестве ещё одного примера из практики кардинал рассказал историю о том, как он однажды встретил пожилого отца, недавно похоронившего сына-инвалида. Много лет этот человек ухаживал за сыном, не умевшим сидеть и ходить, даже не имея возможности убедиться, понимает ли тот человеческую речь. В ответ на попытку священника утешить его, тот ответил: «Я уже получил всё, в чём нуждался. Много лет я учился одной вещи — любить».
В завершении встречи кардинал Анджело Скола в знак благодарности за приём вручил игумену Петру (Еремееву) медаль миланской епархии — наградной знак, который обычно передаётся миланскими епископами при официальных визитах.
Подготовила Дарья Менделеева
Фото Евгения Глобенко