Геннадий Александрович, что спорт дает человеку: дисциплинирует, приучает к труду, к ответственности перед собой и ближними, приучает к послушанию — или спорт приносит вред?
Первый ваш вопрос одновременно несет в себе ответ. В части послушания этот фактор особенно важен в период первоначальной стадии обучения и воспитания спортсмена. Но с ростом мастерства большую роль играют самостоятельность и творческая жилка спортсмена.
Спорт высоких достижений не принесет вреда здоровью, если после ухода из активного спорта атлет продолжает вести здоровый образ жизни. В противном случает вред гарантирован, впрочем, как и любому человеку.
Возможно, вы знаете известных спортсменов, для которых Православие имеет ключевое значение в жизни?
Да, конечно, я могу назвать таких спортсменов. Например, мой друг Игорь Яковлевич Высоцкий, Мастер спорта международного класса, прославившийся на весь боксерский мир двумя победами над легендарным кубинцем, трехкратным Олимпийским чемпионом Теофило Стивенсоном.
Игорь Яковлевич убежден, что в спорте одно физическое воспитание, без духовного, не дает доброго плода. Он советуется со своим духовником при принятии важных решений.
Кроме того, среди действующих молодых спортсменов я постоянно вижу, как многие из них осеняют себя крестом перед боем, молятся в раздевалке, некоторые — прямо в углу ринга, а кто-то творит свои молитвы до выхода из гостиницы. И это не единичные случаи. Трудно сказать о ключевом подходе к вере в данном случае, но, возможно, это первые шаги к Богу.
Азарт, стремление к победе, спортивная злость, а во время состязаний — крики тренера своему подопечному «задави соперника!» Разве это совместимо с верой, с христианским отношением к человеку?
К сожалению, культурный уровень каждого из нас различен и зачастую может принимать агрессивные черты в порыве азарта. Кстати, это чаще происходит не от самого боксера, а от публики и порой — от азарта тренера, особенно при нечестном судействе. Уверен, что многие выдающиеся спортсмены руководствовались и руководствуются не агрессивными намерениями.
На мой взгляд, все же в основе — не агрессия спортсмена, а мастерство и эмоциональная составляющая на победу, стремление быть лучше, умнее, сильнее и результат этого — победа. Во всяком случае, так было у меня.
Посмотрите, как часто после тяжелейшего боя, можно сказать, «насмерть», боксеры дружески выражают сопернику искреннюю благодарность. Такое часто наблюдаем и у профессионалов.
Порой на трибунах футбольных стадионов и боксерских турниров приходится наблюдать, как болельщики кричат, их лица искажены, они с трудом себя контролируют — хочется в такие моменты просто покинуть стадион.
Действительно, часто сталкиваемся с проблемой экзальтированных болельщиков, требующих, как в Древнем Риме, «даровать жизнь или умереть». Но это не показатель общего градуса настроений болельщиков, таких экзальтированных единицы. Большая часть зрителей — из числа истинных поклонников, понимающих суть происходящего в ринге или на футбольном поле.
Спорт духовен по своей сути, поскольку направлен на решение мирным путем вопроса: кто сильнее, быстрее и выше. Не случайно в Древней Греции во время Олимпийских игр прекращались войны.
Если спортсмен хочет добиться высокого результата, он должен включить волю, ограничивая свои страсти и пороки, свои слабости — ради поставленной цели. А это и есть сфера духовности, в которой нет места эгоизму, а все подчинено высшим интересам общества, которое спортсмен представляет.
Что может быть крепче Православной веры, отвечающей чаяниям и традициям русской духовности? Поэтому и осеняет себя крестом спортсмен в надежде на помощь Бога. Православие дает силы верующему человеку в полноте его веры, искренности в помыслах и поступках.
Современный спорт, увы, порой замешан на допинге и прочей химии. Скандалы с лыжниками, биатлонистами, легкоатлетами… Известно также, что тяжелые физические нагрузки, которые испытывают занимающиеся спортом девушки, чреваты для них непредсказуемыми последствиями.
Я вырос на чистом спорте и стремлюсь тему химии не впускать в свой мир. В моей тренерской практике нет места для приема подопечными каких-либо таблеток, стимулирующих работу на износ. Мало того, я в своей личной спортивной практике не употреблял даже простых витаминов, кроме, пожалуй, экстракта элеутерококка. Просто постоянно тренировался и всегда был готов к соревнованиям.
Конечно, нужно учитывать, что большие нагрузки, образно говоря, меняют обычный организм человека на мощную мобильную систему, готовую к супернагрузкам. Но, повторяю, вопрос в том, какой образ жизни ведет бывший спортсмен, как он адаптировался к жизни обычного человека. Утверждаю на многих примерах, что проблемы у знаменитых спортсменов прошлого начинаются там, где нарушается здоровый режим. Или вопреки здравому смыслу спортсмен в травмированном виде продолжает тренировки, и мало того — выступает на соревнованиях. Амбиции спортсмена не дают ему объективно, здраво оценить свои возможности. Но это другая тема.
Говорят, что некоторые тренеры не задумываются о духовной стороне. Для них подопечные мальчишки и девчонки — материал, способ утвердиться в спортивном мире. Часто ли такое встречается в спорте и как родителям оградить своих детей от таких «воспитателей»?
Это встречается там, где тренер малоквалифицирован, а самое главное — если он не любит свое дело и детей. Без любви к детям на тренерском поприще делать нечего. А вот этому не научишь. Думаю, что внимательные родители всегда увидят и поймут, хорошо в спорте их ребенку или плохо.
Итак, подведем своеобразный итог: есть ли смысл православному христианину заниматься спортом?
Не только есть смысл, но и вообще спортом полезно занимяться всем, независимо от вероисповедания.