По благословению митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия в г. Саранске выпущена книга «Маркетинг и менеджмент в православных НКО: анализ, стратегия, осуществление». Авторы книги — священник, кандидат богословия, ректор Саранского духовного училища, директор мордовской республиканской молодежной общественной организации «Союз православной молодежи Мордовии» протоиерей Александр Пелин и бизнесмен, член Российской гильдии маркетологов, руководитель экспертной группы RELAND GROUP Николай Григорьев.
Протоиерей Александр Пелин рассказал порталу «Правмир» о новой книге и собственном взгляде на проблемы православных общественных организаций.
— Каков тираж книги, каким образом предполагается ее распространять?
— Пока мы из-за ограниченности в средствах издали только 500 экземпляров. Сейчас мы надеемся, что найдутся заинтересованные издатели и появится возможность выпустить книгу массовым тиражом. Пока распространением книги занимаюсь лично я, но, конечно, хотелось бы, чтобы она и в магазинах продавалась, и была разослана по церковным учреждениям.
— Кому адресована книга, кто ваш предполагаемый читатель?
— Основная целевая аудитория – это руководители православных молодежных организаций, а также те люди, которые занимаются молодежной работой на приходах. Но в принципе книга может быть полезна всем, кто работает в сфере общественных отношений или связан с деятельностью НКО.
НКО – это в принципе новое явление для нашей страны, они существуют у нас всего два десятка лет, и литературы о том, как организовать их работу, в России крайне недостаточно.
— Какова направленность издания, что это – исследование или учебник?
— Фактически это учебное пособие по основам менеджмента и маркетинга. Причем мы старались быть предельно конкретными, избегать пространных «благочестивых» рассуждений, и описывать реальные схемы работы, возможные в НКО.
— Можно ли сказать, что у православных НКО есть своя специфика, требующая отдельных разъяснений? В принципах организации маркетинга и менеджмента есть ли какие-то принципиальные различия между православными НКО и прочими?
— Конечно, в том, что касается маркетинга и менеджмента, никаких принципиальных отличий нет. Не существует «православного маркетинга», так же, как и «православной географии», «православной физики».
Другое дело, что православие в принципе накладывает на человека определенные ограничения, что сказывается и в социальной работе. Есть вещи, которые для православного социального работника недопустимы – например, так называемая «ложь во спасение». Недопустимы и некоторые манипулятивные технологии воздействия на сознание человека – то же НЛП (нейролингвистическое программирование).
Вообще я должен сказать, что для православного социального работника сегодня существует огромная проблема – далеко не по всем вопросам организации социальной работы имеется четкая позиция Церкви. Официальные церковные документы говорят о социальном служении в довольно общем виде, многие детали в них не обсуждаются. Очень о многом сказано в Социальной концепции Русской Православной Церкви, это прекрасный документ, но на сегодняшний день он уже нуждается в дополнениях.
— Что бы вы назвали основной маркетологической и основной управленческой проблемой в работе православных НКО?
— Я бы сказал, что главной проблемой многих инициатив в нашей Церкви сегодня является наша общая неорганизованность.
Мы часто говорим много красивых слов, вроде «надо нам организовать работу с молодежью!», — но что за ними стоит? Порой элементарная безответственность, отсутствие четкого распределения обязанностей, четкой финансовой отчетности, четкого определения собственных задач.
Собственно, и задача нашего издания – помочь православным НКО четко определить собственную миссию, выработать реалистичную стратегию ее реализации.
Кроме того, сегодня религиозные организации наряду с общественными могут участвовать в конкурсах Общественной палаты РФ и Минэкономразвития на получение грантов, то есть, существенно увеличить свою финансовую базу. Но для того, чтобы в подобных конкурсах участвовать, нужна соответствующая подготовка, нужно грамотно составить документы, доказать, что у нашей организации есть опыт успешной работы, документально подтвердить достигнутые успехи – а как раз именно этого, из-за нашей дезорганизованности, мы зачастую и не можем.
— А что такое успех для православной НКО?
— Это так называемые «показатели эффективности», которые у каждой организации свои. В любом случае, это реальная работа с людьми, а не наличие некоего учреждения «для галочки». Например, если это воскресная школа – то там должны заниматься дети, а не просто стоять парты, стулья, полки с духовной литературой и ноутбук.
Конечно, в широком смысле эффективность работы православных НКО – это, наверное, научный вопрос. Ведь одно дело, посещает ли человек какие-то мероприятия, занятия или встречи в православных НКО, и совсем другое – ходит ли он при этом в храм. И если ходит, то как часто – раз в неделю-две, или раз в год. Но, насколько мне известно, исследований в данной сфере пока не проводилось.
— В какой степени работу православных НКО можно считать миссионерством? Существует ли разница между «предложением» Православной Церкви и «предложением» православной НКО?
— Предложение Церкви обращено, прежде всего, к самому человеку, которому предлагается через реальное Богообщение изменить образ своих мыслей и чувств, направление воли, и лишь затем – образ жизни. Предложение православной НКО обращено, прежде всего, к человеку как части социума, которому предлагается изменить стиль жизни. Обучение основам православной веры происходит здесь лишь как следствие, и само собой.
Этот принцип был хорошо известен нашим далеким предкам, которые в условиях традиционного общества научали своих детей правильным принципам человеческого общежития по ходу освоения самой жизни. Этот же принцип является, например, одним из семи базовых элементов уникального скаутского метода, сформулированного основателем всемирного скаутинга Робертом Баден-Пауэлом.
— Могли бы привести конкретный пример успешной пиар-технологии, позволяющей церковной НКО отвлечь современного подростка от вредных привычек и привести его вслед за тем в храм?
— Например, проблема курения у подростков. Как же трудно бросить курить, если куришь уже с двенадцати, а теперь хочется пойти в алтарники, но одним из условий, которые поставил батюшка, является оставление этой пагубной привычки!
Здесь священнику или наставнику поможет знание о том, что зачастую подросток не может оставить курения просто потому, что он не верит в собственную способность это сделать. В данном конкретном случае следует избрать такие варианты воспитательных тактик, которые более помогали бы молодому человеку поверить в себя.
Совсем не нужно устрашать его, например, последствиями курения (доказана малоэффективность данных методов) или сосредотачивать его внимание на сложности самого процесса бросания курить. А вот участие курящего молодого человека в хорошем трехнедельном морском походе с правильным распорядком дня и постоянным контролем и одобрением со стороны взрослого наставника — другое дело. Молодой человек даже не заметит, когда он бросил курить.
— В чем корень той проблемы дезорганизованности в православных НКО, о которой Вы говорите?
— Возможно, в том, что руководят церковными социальными проектами, как правило, не профессионалы, а батюшки. А частая проблема наших батюшек – «всезнайство» и «всеумение». Они не понимают, что не могут быть специалистами во всем.
Это и вопрос ответственности: например, если священник организует детский лагерь, он должен не просто собрать детей и куда-то повезти, но он должен организовать им нормальное питание, предусмотреть медицинскую помощь, организовать маршрут так, чтобы они не заблудились…
Есть и более широкая проблема — планирование жизни многими православными людьми ошибочно считается чем-то зазорным. Мы слишком мало планируем нашу деятельность, и слишком много действуем «по наитию».
– Какую роль играют отношения православных НКО со священноначалием? Как, на Ваш взгляд, священноначалие может помочь православным социальным работникам работать эффективно?
— Это, безусловно, проблемная тема. Зачастую не только священноначалие, но и вообще любое церковное руководство чрезмерно вмешивается в работу церковных НКО, причем выступает с позиций диктаторских, поучающих. Это крайне ошибочно. Идеальные отношения между НКО и священноначалием – партнерские, основанные на взаимном уважении и разграничении полномочий.
— Но как быть в той ситуации, если деятельность православных НКО, по мнению епископа или руководителя синодального отдела, не вполне соответствует нормам православной традиции? Как избежать неприятной практики «отзыва» благословений?
— Я убежден, что практика массового создания НКО с названием «православная» вообще была ошибкой предыдущих двух десятилетий. Лучше, чтобы НКО были полностью организационно и формально независимы от Церкви. Тогда не будет завышенных ожиданий от них как от «православных».
Яркий пример – православный скаутинг. В 90-е годы мы попытались сделать его чем-то вроде «православной пионерии», но результаты оказались очень слабыми. Движение получилось немногочисленное и невлиятельное.
Вообще это характерная черта всего современного общественного развития – тенденция к многополярности. Нужно признать, что сегодня мы не можем контролировать все процессы из одного центра. Нужно предоставить социальным организациям больше свободы и независимости, так будет лучше для Церкви.
— Язык и терминология вашей книги явно диссонируют с предметом исследования – христианской социальной работой. Не встречались ли вы с упреками в чрезмерной «технологичности», не боитесь ли, что она оттолкнет читателей? Можно ли вообще говорить о Церкви, таинствах и вере на языке бизнеса?
— Конечно, для нашей церковной среды такие упреки сегодня естественны. Маркетинговая терминология часто встречает отторжение как нечто «западное» и потому враждебное. Но мы призываем и не преувеличивать, и не преуменьшать значения маркетинга.
Маркетинг – безусловно, вспомогательная дисциплина, и для православной миссии он может быть только одним из инструментов. Но в маркетинге существует очень много полезных наработок, которые глупо игнорировать любому социальному работнику, в том числе и православному.
— И все же, маркетинг предполагает конкуренцию. С кем конкурируют православные НКО? Могут ли православные НКО конкурировать между собой?
— Наши основные конкуренты это вовсе не другие НКО, как думают некоторые, и даже не деструктивные организации и секты, а простой телевизор, компьютерная игра, кинотеатр, шопинг и так далее. Наши конкуренты — это теплохладность и полуживотное существование, с которыми бороться значительно труднее. Мы конкурируем за каждый взгляд, за каждую минуту внимания современного человека.
Победить в этой борьбе можно только за счёт атакующей позиции, правды, качества и силы идей, несимметричных ответов и, разумеется, того самого профессионализма, которому, в конце концов, и посвящена наша книга.
Беседовала Анастасия Коскелло
Читайте также: