Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских (258). Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515). Собор новомучеников и исповедников Соловецких.
Второе обретение и перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998).
Сщмч. Вячеслава Закедского пресвитера (1918); сщмч. Афанасия Кислова пресвитера (1937).
Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – 1 Кор., 158 зач., XV, 1–11. Мф., 79 зач., XIX, 16–26.
Тропарь и кондак воскресные 3-го гласа
(см. Тропари и кондаки воскресные)
Тропарь мученика архидиакона Лаврентия, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Лавре́нтий… (см. Тропари, кондаки и величания общие)
Кондак мученика архидиакона Лаврентия, глас 2:
Огне́м Боже́ственным распали́в се́рдце твое́,/ огнь страсте́й до конца́ испепели́л еси́,/ страда́льцев утвержде́ние, богоно́се му́чениче Лавре́нтие,/ и в страда́ниих вопия́л еси́ ве́рно:// ничто́же мя разлучи́т любве́ Христо́вы.
***
Я имел возможность общаться с одним из соловецких заключенных – моим родным дедом, который сидел в соловецком лагере. Я спрашивал его о том, что там происходило. И что удивительно, он говорил о самых ужасных вещах так спокойно и мирно, как мы с вами говорим об обычных обстоятельствах человеческой жизни. Он даже о трудностях не говорил. Он больше всего говорил об этом месте как о святом месте; и в пример приводил иноков соловецких, которые в то время еще жили и практически тоже были заключенными: их жизнь была ничуть не спокойней и ничем не отличалась от жизни заключенных… И те из заключенных, кто жил той же жизнью, что и соловецкие иноки, каким-то удивительным образом вливались в эту монастырскую общину, жившую в условиях тюрьмы. И святители наши, и монахи, и священники, и миряне, которые взошли на Соловки, как на Голгофу, обрели здесь общение во Христе со своими братьями-иноками и, друг друга поддерживая, жили, помнили о праздниках и постах, совершали богослужения! Это был великий пример для тех, кто не разделял христианских убеждений, кто будучи неверующим, попал сюда по другим обстоятельствам и действительно страдал.