Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667).
Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Прп. Ферапонта Монзенского. Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304).
Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30*. Лит. – Рим., 86 зач., IV, 4–12. Мф., 22 зач., VII, 15–21. Исп.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 64 зач., XII, 8–12.
Тропарь священномученика Ферапонта, глас 4:
И нра́вом прича́стник… (см. Тропари, кондаки и величания общие)
Кондак священномученика Ферапонта, глас 4:
Во святи́телех благоче́стно пожи́в… (см. Тропари, кондаки и величания общие)
Тропарь праведного Иоанна Русского, глас 4:
От земли́ плене́ния твоего́/ воззва́вый тя к Небе́сным се́лением,/ Госпо́дь соблюда́ет невреди́мо и цельбоно́сно те́ло твое́,/ пра́ведне Иоа́нне,/ ты бо, в Росси́и я́тый и во Аси́ю прода́нный,/ посреде́ ага́рянскаго злоче́стия благоче́стно пожи́л еси́ во мно́зе терпе́нии/ и, се́яв зде слеза́ми,/ жне́ши та́мо неизглаго́ланною ра́достию.// Те́мже моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак праведного Иоанна Русского, глас 8:
В честне́й па́мяти твое́й, свя́те,/ весели́тся о тебе́ Росси́я,/ во благоче́стии тя воспита́вшая,/ и целе́бным моще́м твои́м ра́дуется Аси́я,/ иде́же у́зкий путь проше́д страда́льческаго пле́на и по́стнических подвиго́в,/ сосу́д че́стен яви́лся еси́ Бо́жия благода́ти,/ ея́же проси́ и нам, чти́телем твои́м, да зове́м ти:// ра́дуйся, Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те.
***
Вся история Церкви есть история веры и свидетельства. Вера, по слову апостола (см.: Рим. 10, 1–10), являет нам образцы праведности. Свидетельство же, часто запечатленное мученической кровью, являет нам спасение даже самых грешных людей – вчерашних разбойников, безбожников, язычников. Свидетельство имеет огромную силу, потому что оно всегда связано с подвигом. Исповедание – это не просто разговор о вере, это не просто передача своих собственных знаний о вере. Исповедание есть свидетельство, сопряженное с подвигом. Именно поэтому мы почитаем исповедников – тех, кто не погиб в результате своего свидетельства, но для кого свидетельство соединялось с великим подвигом.
_______________
* Чтения прав. Иоанна Русского (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.