Прп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206).
Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303).
Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова (1937); сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); прмц. Пелагии Тестовой (1944).
1 Сол., 263 зач., I, 6–10. Лк., 44 зач., IX, 23–27, и за среду (под зачало): 1 Сол., 264 зач., II, 1–8. Лк., 47 зач., IX, 43–50. Прп.: 2 Кор., 188 зач., IX, 6–11. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Тропарь преподобного Илариона Великого, глас 8:
Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси,́/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Иларио́не, о́тче наш:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобного Илариона Великого, глас 3:
Я́ко свети́льника незаходи́маго у́мнаго тя Со́лнца,/ соше́дшеся днесь, восхваля́ем в пе́снех,/ возсия́л бо еси́ су́щим во тьме неве́дения,/ вся возводя́ к Боже́ственней высоте́, Иларио́не./ Те́мже вопие́м:// ра́дуйся, о́тче, всех по́стников основа́ние.
***
Во всем нужно водительство Божией благодати – и в личной жизни, и в возрастании духовном, как то было у Девы Марии в иерусалимском храме. Нам нужно водительство благодати Божией и в решении социальных и политических проблем, и в усовершенствовании наших человеческих отношений, а тем более – в усовершенствовании страны нашей. И Божии храмы нужны нам для того, чтобы, вступая под их сень, мы всё это могли прочувствовать и выходили уже другими людьми, с полным сознанием того, что́ означает Божие присутствие в нашей жизни; чтобы мы выходили примиренными с собой, со своей совестью, с окружающими нас людьми; чтобы мы выходили сильными и способными отстаивать Божию правду в этом мире и вместе с Богом совершенствовать этот мир. Храмы Божии даются нам для того, чтобы здесь, в этом месте, где особо присутствует Божественная благодать, мы питались ею. А Божия благодать есть Божественная энергия, Божественная сила, которая способна преобразовать нашу личность и нашу жизнь по Божиему замыслу о мире и о человеке.