Суббота по Воздвижении. Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245).
Прп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор Брянских святых.
Сщмчч. Феоктиста Смельницкого и Александра Тетюева пресвитеров (1937).
Субботы по Воздвижении: 1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26–29. Ин., 30 зач., VIII, 21–30. Ряд. (под зачало): 1 Кор., 162 зач., XV, 39–45. Мф., 78 зач., XIX, 3–12. Вмч. или свв.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Тропарь великомученика Евстафия и иже с ним, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди… (см. Тропари, кондаки и величания общие)
Кондак великомученика Евстафия, глас 2:
Стра́сти Христо́вы я́ве подража́в/ и Сего́ испи́в усе́рдно ча́шу,/ о́бщник, Евста́фие, и сла́вы снасле́дник был еси́,/ от Сама́го всех Бо́га// прие́мля с высоты́ боже́ственное оставле́ние.
Тропарь мучеников и исповедников Михаила и Феодора, глас 4:
Жизнь ва́шу му́ченически соверши́вше,/ испове́дания венцы́ украси́вшеся, к Небе́сным востеко́сте,/ Михаи́ле прему́дре с до́блим Фео́дором,/ моли́те Христа́ Бо́га/ сохрани́ти oте́чество ва́ше,/ град же и лю́ди,// по вели́цей Его́ ми́лости.
Кондак мучеников и исповедников Михаила и Феодора, глас 8:
Ца́рство земно́е в ничто́же вмени́в,/ сла́ву, я́ко преходя́щую, оста́вил еси́,/ самозва́н пришед́ к подвиго́м,/ Тро́ицу пропове́дал еси́ пред нечести́вым мучи́телем,/ страстоте́рпче Михаи́ле с до́блим Фео́дором,/ Царю́ Сил предстоя́ще,/ моли́те без вре́да сохрани́ти Оте́чество ва́ше, град же и лю́ди,// да вас непреста́нно почита́ем.
***
Когда человек способен пожертвовать собой ради другого? Только тогда, когда он его любит. Когда люди готовы пожертвовать собой ради Родины? Только тогда, когда они ее любят. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого – лишь тогда, когда в сердце и в уме есть любовь, человек готов добровольно пожертвовать собой. Вот почему и говорит Господь: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15, 13). Значит, тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрствования человеческие, не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только изнутри человеческой природы, из человеческого сердца.