Мчч. Евлампия и Евлампи́и (303–311). Свт. Иннокентия, еп. Пензенского (1819). Прп. Амвросия Оптинского (1891).
Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122). Собор Волынских святых. Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Мч. Феотекна (III–IV). Прп. Вассиана (V). Прп. Феофила исп. (VIII).
Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Кол., 253 зач., II, 1–7. Лк., 32 зач., VII, 31–35. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Тропарь преподобного Амвросия, глас 5:
Я́ко к целе́бному исто́чнику,/ притека́ем к тебе́, Амвро́сие, о́тче наш,/ ты бо на путь спасе́ния нас ве́рно наставля́еши,/ моли́твами от бед и напа́стей охраня́еши,/ в теле́сных и душе́вных ско́рбех утеша́еши,/ па́че же смире́нию, терпе́нию и любви́ науча́еши;/ моли́ Человеколю́бца Христа́/ и Засту́пницу усе́рдную// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобного Амвросия, глас 2:
Заве́т Пастыренача́льника испо́лнив,/ ста́рчества благода́ть насле́довал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о всех, с ве́рою притека́ющих к тебе́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, с любо́вию вопие́м ти:/ о́тче святы́й Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
***
Подвиг женщины, возлившей миро, имеет такое большое значение для понимания всего того, что Христос сделал людям, что Он Сам поведал нам: где бы ни было проповедано Евангелие, везде будет сказано о подвиге этой женщины (см.: Мф. 26, 13). То была грешная женщина, но все, что имела, она отдала Господу без остатка. Это означает, что никакой иной ценности в ее жизни не было – был только Христос, и она послужила Ему так, как могла послужить, и этой великой жертвой, истощившей все, что имела и чем обладала, она и запечатлела подлинную верность Христу. В каком-то смысле этот подвиг продолжается в подвиге монашествующих. Собственно говоря, монашествующий тем и отличается от немонашествующего, что дает обещание Господу истощить себя, служа Ему. Смысл монашества в служении Господу до конца, с положением всех сил своих, служении бескорыстном, не требующем ничего взамен.