Седмица 33-я по Пятидесятнице (рядовые чтения 32-й седмицы).
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
Литургия св. Василия Великого.
Утр. – Мк., 2 зач., I, 9–11. Лит. – Тит., 302 зач., II, 11–14; III, 4–7. Мф., 6 зач., III, 13–17. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1–4. Мк., 2 зач., I, 9–11.
Всено́щное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. На великом повечерии по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, по 2-м – кондак. После чтения «Слава в вышних Богу…» – лития.
На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в вода́х Иорданских». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств Деву Пречистую, Богородицу».
На литургии антифоны праздника, входный стих: «Благословен Гряды́й во Имя Господне, благослови́хом вы из до́му Господня, Бог Господь и явися нам». Вместо Трисвятого – «Елицы…». Вместо «Достойно» – «Величай, душе́… Недоуме́ет всяк язык…» (до отдания). По заамвонной молитве – великое освящение воды.
Тропарь праздника, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ Возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся, Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Кондак праздника, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́ и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.
***
Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, то есть Сын Божий Господь Иисус Христос, явил нам Бога (Ин. 1, 18). И явление это было особенным. Бог возжелал не только явить Себя людям, Он возжелал войти с людьми в самое тесное общение, какое только возможно: Он Сам становится человеком. Он соединяется с плотью и кровью человеческой и через славу Своего Воскресения и вознесения на Небо вводит нашу человеческую природу в тайну жизни Святой Троицы. С пришествием в мир Спасителя Божественное и человеческое стали неразлучны, как были неразлучны Божественная и человеческая природы в единой богочеловеческой Личности Христа Спасителя.