Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
Апостола и евангелиста Марка (63).
Прп. Сильвестра Обнорского (1379). Прп. Василия Поляномерульского (1767) (Румын.).
Сщмч. Сергия Рохлецова пресвитера (1938).
Цареградской иконы Божией Матери (1071).
Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – Деян., 14 зач., V, 12–20. Ин., 65 зач., XX, 19–31. Ап.: 1 Пет., 63 зач., V, 6–14. Мк., 23 зач., VI, 7–13.
На утрене величание Недели Антипасхи: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». «Ангельский собор» не поется. По Евангелии – «Воскресение Христово видевше» трижды (так во все воскресные дни до отдания Пасхи). Каноны праздника (Недели Фоминой, а не пасхальный) и апостола. Катавасия «Воскресения день…».
С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается «Христос воскресе…». Во все воскресные дни до отдания Пасхи «Честнейшую» не поем.
На литургии по входе: «Приидите, поклони́мся… Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых…». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше… Светися…» (так во все дни, кроме праздника Преполовения и отдания его). После «Спаси, Боже…» – «Христос воскресе…» один раз; после «Слава Тебе, Христе Боже…» – «Христос воскресе…» трижды. Отпуст «Воскресый из мертвых…» (такое окончание литургии бывает во все воскресные и седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи).
Вечерня в Неделю Антипасхи со входом и великим прокимном.
Во все воскресные дни периода пения Цветной Триоди служба совершается только по Триоди, а Минея опускается (за исключением памятей святых, имеющих бдение или полиелей).
В период пения Триоди Цветной на литургии во все дни Апостол и Евангелие дня читаются первыми, а чтения святым – вторыми. Седмицы от Пасхи до Пятидесятницы начинаются не с понедельника, а с воскресенья. Молитва «Царю Небесный» до Пятидесятницы не читается и не поется.
Когда в Уставе говорится о пении на службах периода Пятидесятницы песнопений «праздника», то имеются в виду не пасхальные песнопения, а служба той или иной Недели Триоди Цветной (а также Преполовения).
Тропарь Недели Антипасхи, глас 7:
Запеча́тану гро́бу,/ Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех Воскресе́ние,/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.
Кондак Недели Антипасхи, глас 8:
Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же,/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.
Тропарь апостола Марка, глас 3:
Апо́столе святы́й и евангели́сте Ма́рко,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Кондак апостола Марка, глас 2:
С высоты́ прии́м благода́ть Ду́ха,/ ри́торская плете́ния разруши́л еси́, апо́столе,/ и, язы́ки вся улови́в, Ма́рко всесла́вне,/ твоему́ Влады́це приве́л еси́,// Боже́ственное пропове́дав Ева́нгелие.
***
Когда Спаситель в первый день по Своем восстании из мертвых явился апостолам, они уверовали в Его Воскресение, а Фома этого не видел и не поверил. И вот через неделю Спаситель снова является ученикам и предлагает Фоме потрогать Его руки и ноги, осязать Его язвы, вложить пальцы в Его пронзенные копьем ребра (ср.: Ин. 20, 19–31). Христос воскрес с телом, которое несло на себе печать Его страданий. По единодушному мнению отцов Церкви, так же и каждый из нас воскреснет со своим телом. Оно не будет в полной мере соответствовать тому телу, в которое мы сейчас облечены, но, как и тело Спасителя, наше тело будет иметь историческую память. Всё, что хранит наша память, останется в нашем теле и после воскресения. Мы будем помнить всё, и даже лучше, чем теперь, поскольку сейчас наша память связана с такими явлениями, как кровообращение головного мозга, состояние психики. А воскресшее тело будет обладать прекрасной памятью, которая будет обличать нашу совесть в день Страшного Суда. Все откроется после смерти. Тогда уже будет не вера – тогда будет знание, и никто не сможет, оправдываясь перед Богом, сказать: «Вот теперь я Тебя вижу, теперь я все знаю, и если бы я снова жил эту человеческую жизнь, я бы ее прожил иначе». Наверное, никто из нас так не скажет, понимая все безумие этих слов.