Прп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869).
Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Прп. Марона, пустынника Сирийского (IV). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V).
Сщмч. Онисима, еп. Тульского (1937); сщмч. Трифона Родонежского диакона (1938).
2 Тим., 295 зач., III, 1–9. Лк., 103 зач., XX, 45 – XXI, 4.
Тропарь преподобного Авксентия, глас 1:
Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, богоно́се о́тче наш Авксе́нтие,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Кондак преподобного Авксентия, глас 2:
Наслади́вся, богому́дре, воздержа́ния/ и жела́ния пло́ти твоея́ обузда́в,/ яви́лся еси́, ве́рою сия́я,/ я́коже сад посреде́ рая́, процве́л еси́,// Авксе́нтие о́тче свяще́нне.
***
В Северном Причерноморье свою апостольскую миссию осуществлял в далеком IX веке святой равноапостольный Кирилл. Как утверждают историки, его миссия, условно называвшаяся миссией к хазарам, была обращена в первую очередь не к хазарам, которые исповедовали иудаизм и ислам и мало были заинтересованы в проповеди христианства, но к тому народу, который жил на этой земле и который потом влился в единый русский народ. Именно поэтому те, кто писали житие святого Кирилла, отметили тот удивительный факт, что он обрел на этих землях Евангелие, написанное русскими письменами.