Прп. Стефана Махрищского (1406). Мч. Иуста (I). Прп. Еллия монаха (IV). Прп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Прп. Никодима Святогорца (1809).
Сщмч. Константина Богоявленского пресвитера (1918); сщмч. Николая Порецкого пресвитера (1933).
1 Кор., 127 зач., II, 9 – III, 8. Мф., 53 зач., XIII, 31–36, и за четверг (под зачало): 1 Кор., 129 зач., III, 18–23. Мф., 54 зач., XIII, 36–43. Мчч.: 1 Кор., 154 зач. (от полу́), XIII, 11 – XIV, 5. Лк., 51 зач. (от полу́), X, 19–21*.
На этот день переносится с 15 июля служба мчч. Кирика и Иулитты.
Тропарь апостола Акилы, глас 3:
Апо́столе святы́й Аки́ло… (см. Тропари, кондаки и величания общие)
Кондак апостола Акилы, глас 4:
Я́ко ве́лие со́лнце, Це́рковь тя стяжа́вши,/ сла́вне Аки́ло,/ светлостьми́ уче́ния твоего́ просвеща́ет/ ве́рно чту́щия тя,// Госпо́день апо́столе.
Тропарь мучеников Кирика и Иулитты, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди… (см. Тропари, кондаки и величания общие)
Кондак мучеников Кирика и Иулитты, глас 4:
Во объя́тиих нося́щи христому́ченица Иули́тта Ки́рика,/ на по́двизе му́жески веселя́щися, взыва́ше:// Христо́с есть му́чеников похвала́.
Тропарь преподобного Никодима Святогорца, глас 3:
Му́дрости благода́тию, о́тче, укра́шенный,/ труба́ богогла́сная показа́лся еси́ Ду́ха/ и доброде́телей наста́вник, Никоди́ме богоглаго́ливый,/ всем бо подае́ши спаси́тельная уче́ния,/ жития́ чи́стаго показу́я сия́ние/ бога́тством боже́ственных твои́х слове́с,// и́миже, я́ко свет, ми́рови возсия́л еси́.
Кондак преподобного Никодима Святогорца, глас 8:
Я́ко таи́нника изря́днейшаго доброде́тельнаго жития́ и благоче́стия,/ богоно́снаго учи́теля Правосла́вия,/ пра́зднует тя Це́рковь,/ с Небе́с бо дарова́ния прие́мый,/ озаря́еши боже́ственными твои́ми писа́нии вопию́щих ти:// ра́дуйся, о́тче Никоди́ме.
***
Покаяние, пост, молитва и милосердие – вот четыре средства для духовного обновления и нравственного возрождения человеческой личности. К ним на протяжении двух тысячелетий прибегают чада Церкви Божией, и тот факт, что множество людей обретает полноту жизни, радость и мир в вере, убедительно свидетельствует о надежности этого духовного врачевства. Однако нужно помнить также и то, что спасение человека, его духовное возрастание не происходят одномоментно, вдруг. Ведь и дерево не сразу вырастает в свой полный рост, и дом сразу не строится, и человек в один миг не взрослеет. Поэтому каждый, кто приступает к духовной брани, должен понимать, что его ждет долгий путь и трудная работа, что нет такой волшебной палочки, по мановению которой происходят благие перемены в нашем духовном состоянии. Но по мере того как покаяние, пост, молитва и милосердие будут укореняться в нашей душе, с нами все же начнет происходить нечто очень важное, а именно – в нас будет возрастать ревность по духовной жизни.
_______________
* Если совершается служба прп. Никодима Святогорца, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – дня, за четверг (под зачало) и преподобного: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–23.