Неделя 18-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Память святых отцов VII Вселенского Собора (787).
Мчч. Евлампия и Евлампи́и (303–311). Свт. Иннокентия, еп. Пензенского (1819). Прп. Амвросия Оптинского (1891).
Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122). Собор Волынских святых. Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Мч. Феотекна (III–IV). Прп. Вассиана (V). Прп. Феофила исп. (VIII).
Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – 2 Кор., 188 зач., IX, 6–11. Лк., 30 зач., VII, 11–16. Свв. отцов: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Ин., 56 зач., XVII, 1–13*.
Воскресная служба Октоиха соединяется со службой святых отцов (см. 11 октября в Минее).
При совершении службы прп. Амвросия в этот день следует руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «…аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…», а также 1-м «зри» под 25 мая: «…аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец».
Тропарь и кондак воскресные 1-го гласа
(см. Тропари и кондаки воскресные)
Тропарь отцов, глас 8:
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Кондак отцов, глас 6:
И́же из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно/ из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но, сие́ благоче́стно начерта́юще,/ почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.
Тропарь преподобного Амвросия, глас 5:
Я́ко к целе́бному исто́чнику,/ притека́ем к тебе́, Амвро́сие, о́тче наш,/ ты бо на путь спасе́ния нас ве́рно наставля́еши,/ моли́твами от бед и напа́стей охраня́еши,/ в теле́сных и душе́вных ско́рбех утеша́еши,/ па́че же смире́нию, терпе́нию и любви́ науча́еши;/ моли́ Человеколю́бца Христа́/ и Засту́пницу усе́рдную// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобного Амвросия, глас 2:
Заве́т Пастыренача́льника испо́лнив,/ ста́рчества благода́ть насле́довал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о всех, с ве́рою притека́ющих к тебе́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, с любо́вию вопие́м ти:/ о́тче святы́й Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
***
Господь отказывается от чуда как доказательства истины, чуда как способа убеждения, чуда как способа формирования мыслей человека, его убеждений и мировоззрения. Он не желает из камней делать хлеб. Он не желает Своей Божественной силой, бросившись в пропасть, сохранить Свою жизнь. Он не желает чудесным образом, от некоей силы диавольской, получить власть над миром. Наверное, каждый, кто читал Евангелие, скажет: «Подождите, но ведь больше всего в Евангелии говорится о чудесах Божиих, о чудесах, которые Спаситель являл людям. Он исцелял, кормил, Он воскрешал из мертвых, – это ли не чудо?» Да, Господь совершал эти чудеса, но Он совершал их не для того, чтобы поразить людей и детерминировать свободный выбор. Он совершал эти чудеса не для того, чтобы превращать людей в рабов, чтобы, поражая воображение, лишить человека возможности идти иным путем, если он того захочет. Господь совершал чудеса, только движимый любовью к людям, – это были не фокусы, поражающие сознание, это были добрые дела.
_______________
* Если совершается служба прп. Амвросия, то на литургии чтения дня, святых отцов (под зачало) и прп. Амвросия: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.