Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284–305).
Свт. Питирима, еп. Великопермского (1455). Мчч. Тимофея, Агапия и Феклы (ок. 304).
Св. Николая Лебедева исп., пресвитера (1933).
Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.).
2 Кор., 175 зач., IV, 1–6. Мф., 99 зач., XXIV, 13–28. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19*.
Тропарь мученика Андрея Стратилата, глас 5:
Земна́го са́на сла́ву оста́вив,/ Небе́сное Ца́рство насле́довал еси́,/ кро́вными ка́плями, я́ко пречу́дным ка́мением,/ нетле́нныя венцы́ украси́л еси́/ и ко Христу́ приве́л еси́ собо́р страстоте́рпец./ С ли́ки а́нгельскими в невече́рнем све́те/ незаходи́маго Со́лнца Христа́ обре́л еси́,/ свя́те Андре́е Стратила́те,/ Его́же моли́ с пострада́вшими с тобо́ю при́сно,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак мученика Андрея Стратилата, глас 4:
В моли́твах Го́сподеви предстоя́,/ я́коже звезда́ Со́лнцу предтеки́й,/ и жела́емое сокро́вище Ца́рствия узре́л еси́,/ ра́дости неизрече́нныя исполня́яся./ Безсме́ртному Царю́ в безконе́чныя ве́ки,/ от А́нгел безпреста́ни хвали́мому, пое́ши, Андре́е Стратила́те,// с ни́миже моли́ся непреста́нно о всех нас.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Донской, глас 4:
Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая,/ Пречи́стая Богоро́дице Де́во!/ Мо́лим Тя пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м,/ да, я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́/ гра́ду Москве́ дарова́ла еси́,/ та́ко и ны́не нас от вся́ких бед и напа́стей ми́лостивно изба́ви// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рдая.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Донской, глас 8:
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
***
Апостол Иаков говорит удивительные слова: не может из одного источника истекать горькая и сладкая вода (см.: Иак. 3, 11 – 4, 6). Мы слышим его пронзительные слова: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова в каком-то смысле очерчивают определенные параметры, в том числе, и миссии Церкви в современном мире, включая ее образовательную деятельность. Все те, кто посвящают себя этой деятельности, должны быть людьми целомудренными… В широком смысле слова целомудрие – это внутренняя целостность, неповрежденность личности. И именно целомудрие, целостность личности является залогом того, что из одного источника никогда не будет течь две воды – горькая и сладкая. Те, кто вступает на путь служения Церкви в сфере образования и просвещения, должны предъявить к себе особые требования: к своему образу жизни, к своему восприятию Божественных нравственных законов. Но они также должны дисциплинировать свой ум, чтобы не произносить слова смущающие, возбуждающие противоречия и, в конце концов, ослабляющие внимание слушающих, а иногда и само желание слышать слово Церкви.
_______________
* Если совершается полиелейная служба в честь Донской иконы Божией Матери, то на утрене читается Евангелие от Луки, 4 зач., I, 39–49, 56, а на литургии – дня и Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.