Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.)*.
Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).
Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
На трапезе разрешается рыба.
На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, преславное рождество Божия Матере».
На литургии вместо «Достойно» – «Величай, душе́ моя… Чужде ма́терем девство…» (до отдания).
Тропарь праздника, глас 4:
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Кондак праздника, глас 4:
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.
***
Неслучайно, что в начале церковного года празднуется память Рождества Пресвятой Богородицы. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней» – именно с этого события и началась новая эпоха в истории человеческого рода. Мы знаем, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, – Сына Божиего и Сына Человеческого. И не только новое летоисчисление началось от Него – от Рождества Его Пречистой Матери началась новая эпоха в истории всего человечества. Господь не только перевернул общественное сознание того времени, но и изменил вектор развития всей человеческой цивилизации, открыв людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви, который предполагает жертвенное отношение человека к окружающему его миру, ибо любовь в первую очередь характеризуется способностью жертвовать.
_______________
* Имена прпп. Иоанна (Майсурадзе) и Георгия (Мхеидзе) внесены в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2003 года. Прославление совершено Грузинской Православной Церковью.