Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Литургия св. Иоанна Златоуста.
Утр. – Мф., 2 зач., I, 18–25. Лит. – Гал., 209 зач., IV, 4–7. Мф., 3 зач., II, 1–12.
От 25 декабря до 5 января – Святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу.
Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. На великом повечерии по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, по 2-м – кондак. После чтения «Слава в вышних Богу…» – лития.
На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии». После Евангелия по 50-м псалме – «Слава», глас 2-й: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы», «И ныне» – глас той же: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися в Вифлееме». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, Честне́йшую и Сла́внейшую Горних воинств Деву Пречистую Богородицу».
На литургии антифоны праздника, входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь, и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову». Вместо Трисвятого – «Елицы…». Вместо «Достойно» – «Величай, душе́… Любити убо нам…» (до отдания). Причастен «Избавление посла́ Господь людем Своим».
В седмичные дни попразднства на литургии по входе: «Приидите, поклони́мся… Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы…».
Тропарь праздника, глас 4:
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии/ звездо́ю уча́хуся/ Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка.// Го́споди, сла́ва Тебе́!
Кондак праздника, глас 3:
Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют,/ нас бо ра́ди роди́ся// Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.
***
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Свет разума – это Божественная мудрость, это Божественная истина, которая открыта людям через Господа нашего Иисуса Христа. Это конечная, абсолютная истина; и какое великое счастье, что Бог дал эту истину, эту мудрость роду человеческому! Он дал нам некое мерило правды, мерило истины, ведь человеческий разум может производить на свет не только то, что в полной мере отображает опыт и мудрость людей, но и то, что является производной от его греховного начала… Задача Церкви, которая с трепетом празднует Рождество Спасителя и утверждает, что Он есть Свет истины, и заключается в том, чтобы каждому человеку говорить о самом главном, о том, что Божественная истина есть мерило истины человеческой, но никак не человеческая мудрость является мерилом Божественного откровения. Вот почему, критически воспринимая все, что происходит от человеческого ума, мы преклоняем свои колена и с трепетом, с глубокой непререкаемой верой, как дети, воспринимаем Слово Божие, в котором и заключена Божественная истина.