Православный календарь на 22 января 2016 года

Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1569).

Прп. Ионы Киевского (1902). Прор. Самея (X в. до Р. Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (IX).

Сщмч. Павла Никольского пресвитера (1943).

Утр. – Лк., 24 зач., VI, 17–23. Лит. – 2 Пет., 64 зач., I, 1–10. Мк., 58 зач., XIII, 1–8. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16.

Тропарь святителя Филиппа, глас 8:

Первопресто́льников прее́мниче,/ сто́лпе Правосла́вия, и́стины побо́рниче,/ но́вый испове́дниче, святи́телю Фили́ппе,/ положи́вый ду́шу за па́ству твою́,/ те́мже, я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́, моли́ за град же и лю́ди,// чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́.

Кондак святителя Филиппа, глас 3:

Правосла́вия наста́вника и и́стины провозве́стника,/ златоу́стаго ревни́теля,/ Росси́йскаго свети́льника, Фили́ппа прему́драго восхва́лим,/ пи́щею слове́с свои́х разу́мно ча́да своя́ пита́юща,/ той бо язы́ком хвале́ние поя́ше,/ устна́ма же пе́ние веща́ше,// я́ко таи́нник Бо́жия благода́ти.

Тропарь мученика Полиевкта, глас 4:

Му́ченик Твой, Го́споди, Полие́вкт… (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак мученика Полиевкта, глас 4:

Спа́су прикло́ншу во Иорда́не главу́,/ сокруши́шася змие́в главы́.// Полие́вктова же глава́ отсе́кшаяся льсти́ваго посрами́.

***

На протяжении всей человеческой истории были попытки подчинить Церковь светским интересам – интересам кесарей, царей, сильных мира сего. И сегодня во всем мире идет глобальная борьба за то, чтобы подчинить Церковь центрам власти, которые берут на себя право идеологически управлять миром. И мы знаем, как во многих странах, где провозглашается свобода вероисповедания – одновременно происходит закабаление Церкви, потеря ее свободы. Эта свобода предполагает исповедничество, и пример святителя Филиппа нас в этом убеждает. Не может быть свободы Церкви без исповедничества. И когда мы говорим о ее свободе, мы должны понять, что речь идет не только о каких-то властных структурах. Речь идет о центрах влияния, о тех центрах, из которых исходят опасные и губительные для рода человеческого заблуждения. И сохранение свободы перед лицом общего потока, в который погружается человечество под воздействием этих греховных влияний, является, с одной стороны, нашим долгом, долгом Церкви, а с другой стороны, всегда предполагает путь исповедничества.


Февраль 2014