Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315). Прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616). Прп. Елеазара Анзерского (1656).
Мч. Петра Анийского (309–310). Прп. Иакова, еп. Низибийского (350).
Евр., 321 зач., IX, 8–10, 15–23. Мк., 34 зач., VIII, 22–26. Прпп.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
На этот день переносится служба преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных.
Тропарь мучеников, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди… (см. Тропари, кондаки и величания общие)
Тропарь преподобных отцов, глас 4:
Бо́же оте́ц на́ших… (см. Тропари, кондаки и величания общие)
Кондак преподобных отцов, глас 2:
От мирски́я молвы́ избего́сте/ и к ти́хому приста́нищу преста́вистеся,/ му́ченичества кровьми́ и по́стничества труда́ми венча́еми./ Те́мже и показа́стеся// му́чеников и преподо́бных единовсе́льницы.
Тропарь преподобного Иринарха Ростовского, глас 4:
Я́ко му́ченика добропроизво́льна/ и преподо́бных удобре́ние,/ звезду́ Росто́вскую,/ в затво́ре, у́зах и вери́гах Го́сподеви благоугоди́вшаго/ и чуде́с благода́ть от Него́ прие́мшаго,/ Ирина́рха преди́внаго пе́сньми хвале́бными почти́м/ и, к нему́ припа́дающе, уми́льно глаго́лем:/ о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобного Иринарха Ростовского, глас 2:
Волне́ний мно́жество жесто́ким житие́м преходя́,/ изгна́ния, затво́р и у́зы желе́зныя претерпе́л еси́ му́жески, Ирина́рше терпеливоду́шне,/ нам оста́вль о́браз злострада́ния и терпе́ния твоего́,/ озаря́я чуде́с блиста́ньми с ве́рою приходя́щих к честно́му гро́бу твоему́,/ у него́же, я́ко по́честь побе́дную, вери́ги твоя́ тя́жкия ви́дим,/ от ни́хже подае́ши исцеления недужным./ Сего ради зовем ти:// радуйся, Иринарше, отче предивный.
***
Не всякие влияния плохи. Есть влияния положительные, есть влияния полезные. И Церковь не должна замыкаться в собственной скорлупе, ради какого-то искусственного принципа отвергая любое влияние на саму себя. Да так никогда не было, так никогда и быть не может, ведь Церковь состоит из людей, которые принадлежат миру, живут в мире. И разве может Церковь игнорировать воздыхания людей, их скорби, так же как их радости, их надежды, их разочарования, их страхи и их уверенность? В чем же тогда должна состоять эта автономия Церкви? А в том, что для Церкви высший авторитет – это Христос. Она может и должна взаимодействовать с окружающим миром. Но она не может ни при каких условиях в вопросах, которые касаются спасения людей, преклонить свою главу пред какой бы то ни было властью. Потому что только власть Христа, Который есть Глава Церкви, и управляет Церковью, и определяет пути ее исторического бытия.