Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335).
Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16.
Лит. – Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Тропарь святителя Николая, глас 4:Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твое́му/ я́же веще́й Истина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ сми́рением высо́кая,/ нището́ю Бо́гатая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.Кондак святителя Николая, глас 3:В ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спа́сл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
Почему именно святителя Николая мы так почитаем? Почему мы помним об этом человеке, который жил не в России, а в IV веке в Византии? Почему мы его считаем своим русским святым? Да потому, что – и это самое главное – у нас есть реальная живая связь со святителем Николаем. Как много героев, выдающихся философов, мыслителей запечатлено на страницах истории! Мы о них знаем из учебников. Но разве хоть с кем-то из них сохраняется живая связь людей XXI века? Ни с кем и никогда. Ни с императорами, ни с полководцами, ни с завоевателями, ни с философами, ни с великими строителями – ни с кем. Помним, а связи никакой нет… В Церкви история не умирает. В Церкви герои, которых мы называем святыми, актуализируются, мы чувствуем их силу, их присутствие. Поэтому-то мы и молимся, обращаемся к ним, поэтому в честь архиепископа, жившего в IV веке в Византии, мы строим храмы и во множестве собираемся в день его памяти. Не потому, что он великий, и даже не потому, что он чудеса когда-то совершил, а потому, что он сегодня совершает чудеса в нашей жизни, мы обращаемся к нему в молитвах и слышим ответ.
Богослужебные указания ожидаются