Неделя о мытаре и фарисее. Глас 8-й.
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.6
Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.7
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (312)
Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского (1565) Собор Костромских святых.
Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786)
Прп. Мавсимы Сирина (IV) Прп. Саламана молчальника (ок. 400) Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431).
Воспоминание VI Вселенского Собора (680–681).
Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Милицы Кувшиновой (1938).
Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15–25.
Лит. – 2 Тим., 296 зач., III, 10–15. Лк., 89 зач., XVIII, 10–14.
Мчч.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 89 зач., XXI, 8–19.
Начало Постной Триоди.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей… в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную»).
На утрене по 50-м псалме – «Покаяния отверзи ми двери…» (до Недели 5-й Великого поста включительно).
6 Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье, после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы.
7 Поминовение усопших установлено определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
Тропарь и кондак воскресные 8-го гласа(см. приложение 1)Кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 3:Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви/ и к Нему́ присту́пим, гре́шнии, я́ко Влады́це:/ хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков,/ оставле́ние подае́т всем ка́ющимся,/ нас бо ра́ди воплоти́ся// Бог Сый Отцу́ Собезнача́льный.Тропарь новомучеников, глас 4:Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы,/ благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя му́жи и жены́/ и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Господи,/ страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́// до сконча́ния ве́ка.Кондак новомучеников, глас 3:Днесь новому́ченицы Росси́йстии/ в ри́зах бе́лых предстоя́т Áгнцу Бо́жию/ и со Áнгелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь,/ и си́ла, и кре́пость/ на́шему Бо́гу// во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Что происходит в нашу эпоху? Эпоху лукавую, когда под видом неких философских изысков отрицается само понятие правды и истины, нет абсолютной правды и даже абсолютной истины – у каждого своя правда, а общество должно обеспечить человеку такие права, чтобы он мог жить в соответствии со своей собственной правдой. На знаменах многих политических партий написана эта идея абсолютной свободы личности, ее права жить по собственной правде. Вначале это явление охватило Западную Европу, Америку, а потом и Россию. Так начиналось революционное изгнание Бога из человеческой жизни. Революция в России проходила под теми же знаменами и под тем же девизом: разрушить до основания старый мир, тот самый, в центре которого – Бог. Испив тяжкую чашу страданий, народ наш явил множество мучеников и исповедников. Моими первыми учителями были исповедники – мой дед и мой отец, прошедшие тюрьмы и лагеря, пострадавшие не потому, что нарушали государственные законы, а потому, что отказались предать Господа и Церковь Православную. И народ наш, как известно, прошел через все испытания – и выстоял.