Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I).
Прп. Феодора Санаксарского (1791).
Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305–311). Прпп. Евгения и Макария испп., пресвитеров Антиохийских (363). Прп. Досифея (VII), ученика прп. аввы Дорофея. Прп. Равулы (ок. 530).
Мч. Димитрия Волкова (1942).
Евр., 303 зач., I, 1–12. Мк., 10 зач., II, 23 – III, 5.
Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.16
16 Если в субботу совершается полиелейная служба сщмч. Ермогена (с четверга, 17 февраля), то на утрене читается Евангелие от Иоанна, 35 зач. (от полу’), X, 1–9, а на литургии – чтения дня, великомученика (под зачало) и священномученика: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16.
Тропарь великомученика Феодора Тирона, глас 2:Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святы́й му́ченик Фео́дор ра́довашеся:/ огне́м бо всесожже́гся,/ я́ко хлеб сла́дкий Тро́ице принесе́ся.// Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.Кондак великомученика Феодора Тирона, глас 8:Ве́ру Христо́ву, я́ко щит, внутрь прии́мь в се́рдце твое́м,/ проти́вныя си́лы попра́л еси́, многострада́льче,/ и венце́м Небе́сным венча́лся еси́ ве́чно, Фео́доре,// я́ко непобедимый.Тропарь священномученика Ермогена, глас 4:Росси́йския земли́ первопресто́льниче/ и неусы́пный о ней к Бо́гу моли́твенниче,/ за ве́ру Христо́ву и па́ству твою́ ду́шу свою́ положи́в,/ страну́ на́шу от нече́стия изба́вил еси́./ те́мже вопие́м ти:/ спаса́й нас моли́твами твоими,// священному́чениче Ермоге́не, о́тче наш.Кондак священномученика Ермогена, глас 6:Темни́цею и гла́дом изнуря́емь,/ да́же до сме́рти ве́рен пребы́л еси́, блаже́нне Ермоге́не,/ малоду́шие от серде́ц люде́й твои́х отгоня́я/ и на о́бщий по́двиг вся призыва́я./ те́мже и нечести́вых мяте́ж низложи́л еси́ и страну́ на́шу утверди́л еси́,/ да вси зове́м ти:// ра́дуйся, засту́пниче Росси́йския земли́.
Пост – это время работы над собой, целью которой является совершенствование человека. А святитель Иоанн Златоуст, говоря о совершенстве, учит нас: «Совершенствуйте себя, подобно тому как земледелец возделывает ниву, – вырывайте грех, подобно плевелам». С плевелами в слове Иоанна Златоуста сравниваются наши человеческие недостатки, наши грехи. Они произрастают с большей легкостью, чем наши добродетели, они быстрее впитывают в себя энергию нашего естества, и, если эти сорняки не вырывать, человек становится бесплодным, неспособным на добрые дела. Трагедия нашего бытия заключается в том, что люди очень часто не понимают, что’ с ними происходит. Они становятся духовно бесплодными именно потому, что все силы своего естества отдают на то, чтобы тернии, сорняки вырастали в их душе, уничтожая добрые всходы. А когда на поле много сорняков, бесполезно бросать семена злаков – они просто не взойдут.