Седмица 5-я по Пасхе.
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373).
Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115). Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского, чудотворца (1654).
Мчч. Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II). Блгв. и равноап. царя Бориса, во Святом Крещении Михаила (907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг..
Путивльской иконы Божией Матери (1635).
Утр. – Лк., 106 зач., XXI, 12–1930.
Лит. – Деян., 30 зач., XII, 12–17. Ин., 32 зач., VIII, 42–51.
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14–19,
или блгвв. кнн.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
30 Чтения блгвв. кнн. Бориса и Глеба (на утрене и литургии) читаются, если им совершается служба.
Тропарь святителя Афанасия Великого, глас 3:Столп был еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ Áрия./ о́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.Кондак святителя Афанасия Великого, глас 2:Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя поем, Афана́сие.Тропарь благоверных князей Бориса и Глеба, глас 4:Днесь церко́вная разширя́ются не́дра,/ прие́млющи Бога́тство Бо́жия благода́ти,/ веселя́тся ру́сстии собо́ри,/ ви́дяще пресла́вная чудеса́,/ я́же твори́те приходя́щим к вам ве́рою,/ святи́и чудотво́рцы Бори́се и Гле́бе,// моли́те Христа́ Бо́га, да Спасе́т ду́ши наша.Кондак благоверных князей Бориса и Глеба, глас 4:Яви́ся днесь в стране́ Ру́сстей/ благода́ть исцеле́ния/ всем, к вам, блаже́ннии,/ приходя́щим и вопию́щим:// ра́дуйтеся, засту́пницы те́плии.
Зачем же князья Борис и Глеб добровольно пошли на смерть, отказавшись от всего – от власти, богатства, почета, – только чтобы не было междоусобицы в Отечестве, чтобы брат не восставал на брата? Они были действительно как закланные агнцы, как жертвы непорочные Богу за грехи своего брата и своего народа. Они кончиной своей так разбогатели в Бога, что стали первыми русскими святыми, основоположниками нашей национальной святости… Народ наш, никогда не теряя веры православной, сохранил в душе своей самое главное, с чем прошел весь исторический путь, такой тяжелый и страдальческий. В каком-то смысле весь наш народ явил подвиг страстотерпчества. И сегодня, когда от нас не требуется ни мученичества, ни страстотерпчества, мы должны помнить об основоположниках русской святости – святых благоверных князьях Борисе и Глебе, жизнь и подвиг которых отобразился в истории всего нашего народа.
Богослужебные указания ожидаются