Седмица 30-я по Пятидесятнице (ев. чтения 29-й седмицы).
Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780).
Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1505)1.
Сщмчч. Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); сщмч. Димитрия Неведомского пресвитера, прмц. Анастасии Титовой, мцц. Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937).
Утр. – Мф., 104 зач., XXV, 1–13. Лит. – Евр., 319 зач., VIII, 7–13. Лк., 102 зач., XX, 27–44, и за вторник (под зачало): Евр., 321 зач., IX, 8–10, 15–23. Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23–29. Мк., 21 зач., V, 24–34.
1. Тропарь и кондак свт. Геннадия см. в приложении 4.
Тропарь великомученицы Варвары, глас 8: Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от них// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я. Кондак великомученицы Варвары, глас 4: В Тро́ице благоче́стно пева́емому/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси́ чти́лища,/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту, Еди́но Божество́. Тропарь преподобного Иоанна Дамаскина, глас 8: Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Иоа́нне прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим. Кондак преподобного Иоанна Дамаскина, глас 4: Песнопи́сца и честна́го богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля/ и враго́в сопротивоборца́, Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем, Крест Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу// всем подае́т прегреше́ний проще́ние.
Прошли тысячелетия, но то, в чем Господь обличал фарисеев, продолжает существовать, в том числе среди верующих людей. Иногда, пытаясь исполнять внешние предписания, связанные с богослужением, с постами, мы забываем о самом главном — о том, что в результате молитвы, в результате посещения храма Божия, в результате поста мы должны внутренне измениться, стать ближе к Богу, научиться лучше видеть и понимать скорби окружающих нас людей; и если не хватает сил на то, чтобы любить ближнего, как говорит об этом Господь, то, по крайней мере, проявлять доброту к ближним своим. Если я не имею любви, говорит апостол Павел, то я медь звенящая, кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13, 1), то есть пустой человек, у кого в сердце нет доброты к другим людям.