Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й.
Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327) (служба может быть перенесена на пятницу, 19 мая). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев. Обре́́тение мощей блж. Андрея Симбирского (1998).
Прп. Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (XVI). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 мая).
Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634). Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых).
Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28..
Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст)1.
С этого дня до 1 августа, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя…».
При соединении со службой Триоди бденной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери следует руководствоваться 2-й Марковой главой Типикона под 25 мая и 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая. Полиелейная служба равноапп. Константина и Елены может быть перенесена на пятницу, 19 мая (см. Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава).
1. В преддверии Великого поста после Недели мясопустной прекращается вкушение мяса, а после Недели сыропустной – прочей скоромной пищи. После же Петрова мясопуста (так в «Пасхалии зрячей по ключевым словам» Типикон называет нынешний день заговенья) сразу прекращается вкушение всякой скоромной пищи (см. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я).
Тропарь воскресный 8-го гласа (см. приложение 1) Тропарь всех святых, глас 4: ́Иже во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость. Кондак всех святых, глас 8: ́Яко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики,/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4: Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную, восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8: Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Для всех тех, кем обладает страсть и неверие, неприступной и невидимой становится сила Святого Духа… Нередко люди крещеные презрительно относятся к Церкви, допускают оскорбления, высмеивают Церковь. Почему это происходит, ведь они получили дар Святого Духа при Крещении? А происходит вот что: из-за страсти и неверия пресеклась благодать Божия, и человек не чувствует Бога, не чувствует ответа на свои молитвы, для него приход в храм – это все равно что приход в музей, у него не бьется радостно сердце во время богослужения, оно мертво, потому что порабощено страстями и неверием.