Седмица 2-я по Пятидесятнице. Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (ок. 1540).
Память II Вселенского Собора (381).
Сщмч. Михаила Борисова пресвитера (1942).
Рим., 83 зач., II, 28 – III, 18. Мф., 19 зач., VI, 31–34; VII, 9–111..
Начало Петрова поста.
С этого дня поется Октоих. Устав вседневной службы изложен в 9-й главе Типикона, в 11-й главе дается порядок пения канонов всей седмицы при различных вариантах соединения служб Октоиха и Минеи. Устав субботней службы с «Бог Господь» помещен в 12-й главе Типикона, а особенности субботних служб – в 15-й.
1. Если в этот день совершается полиелейная служба мч. Иоанна-Владимира, то на утрене читается Евангелие от Луки, 63 зач., XII, 2–12, а на литургии – чтения дня и мученика: Деян., 24 зач., X, 1–16. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Тропарь мученика Василиска, глас 4: Му́ченик Твой, Го́споди, Васили́ск… (см. приложение 2) Кондак мученика Василиска, глас 8: Во страда́нии кре́пок и му́жественен яви́лся еси́ и в чудесе́х преди́вен,/ явле́нно Христо́во и́мя преднося́, мучи́теля посрами́л еси́./ Тем тя почита́ем, Васили́ске, при́сно зову́ще, всече́стне:// ра́дуйся, му́чеников све́тлая добро́то. Тропарь мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского, глас 4: Крест, я́вльшийся тебе́ с Небесе́, све́тел пропове́дал еси́,/ просвети́в язы́ки я́сно, Влади́мире сла́вне,/ обагре́ньми крове́й твои́х украси́вся,/ сподо́бился еси́ по́честей нетле́нных, предстоя́й Тро́ице,// тем со дерзнове́нием моли́ спасти́ся нам. Кондак мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского, глас 8: ́Яко сокро́вище многоце́нное/ и исто́чник, точа́щ земны́м то́ки, неду́ги очища́ющия,/ нам подаде́ся те́ло твое́ свяще́нное,/ боле́знем разли́чным подаю́ще исцеле́ние/ и благода́ть Боже́ственную притека́ющим к нему́, да зове́м ти:// ра́дуйся, кня́же Влади́мире.
Самым несомненным симптомом тяжкого духовного помрачения человека является его неспособность отчетливо различать свои грехи. Нередко закоренелый грешник с искренним недоумением вопрошает исповедующего его священника: в чем же мне каяться, если я ни в чем не виноват? Это и есть очевидное свидетельство того, что разум человека отуманен и совесть его немотствует. Итак, именно совесть как несмолкающий глас Божий в человеке должна вседневно показывать нам наши грехи и беззакония, при каждом нашем падении уязвлять наше нравственное чувство и постоянно обращать наше внимание на поступки, совершаемые нами вопреки воле Божией.