Неделя 2-я Великого поста. Глас 6-й.
Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Прп. Феодора Санаксарского (1791).
Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305–311). Прпп. Евгения и Макария испп., пресвитеров Антиохийских (363). Прп. Досифея (VII), ученика прп. аввы Дорофея. Прп. Равулы (ок. 530). Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).
Мч. Димитрия Волкова (1942).
Утр. – Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36–53. Лит. – Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мк., 7 зач., II, 1–12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.
Литургия св. Василия Великого.
На утрене катавасия «Отверзу уста моя…».
На литургии прокимен, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны…» и прокимен свт. Григория, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость…».
Тропарь воскресный 6-го гласа (см. приложение 1) Тропарь святителя Григория, глас 8: Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю, мона́хов добро́то,/ богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче,/ Фессалони́тская похвало́, пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим. Кондак святителя Григория, глас 8: Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н,/ богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя, Григо́рие богоглаго́льниче,/ но я́ко ум, Уму́ пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш, о́тче, наста́ви, да зове́м:// ра́дуйся, пропове́дниче благода́ти. Кондак 2-й Недели Великого поста, глас 4: Ны́не вре́мя де́лательное яви́ся, при две́рех Суд,/ воста́нем у́бо постя́щеся,/ принесе́м сле́зы умиле́ния,/ ми́лостынями, зову́ще:/ согреши́хом па́че песка́ морска́го,/ но осла́би, Соде́телю всех,// я́ко да прии́мем нетле́нныя венцы́.
Святые отцы указывают на то, что смысл поста – в покаянии. Когда мы раскаиваемся пред Богом чистосердечно, когда мы получаем прощение грехов в таинстве Исповеди и Святой Евхаристии, мы освобождаемся от своих грехов, и наступает подлинная перемена к лучшему. Но есть непременное условие действенности покаяния, и в Евангелии содержатся удивительные по силе слова: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15). Иначе говоря, непременным условием покаяния является прощение других людей.