Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7-й.
Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420).
Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66).
Сщмч. Михаила Лисицына пресвитера (1918); сщмч. Петра Варламова пресвитера (1930); сщмч. Сергия Воскресенского пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна, еп. Рыльского, и Иоанна Дунаева пресвитера, прмц. Анны Благовещенской (1938).
Литургия св. Василия Великого.
Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Мк., 37 зач., VIII, 34 – IX, 1.
На великой вечерне по «Ныне отпущаеши» – «Богородице Дево» дважды и тропарь Креста единожды.
На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен дважды, «Слава» Креста, «И ныне» – «Гавриилу вещавшу…». Евангелие читается в алтаре. Катавасия «Божественнейший прообрази’ древле Моисей…». После великого славословия – вынос Креста и поклонение ему.
На литургии по входе тропарь воскресен и Креста. «Слава, и ныне» – кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…». Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему покланя’емся, Владыко…». Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Причастен «Зна’менася на нас свет Лица Твоего, Господи».
Тропарь воскресный 7-го гласа (см. приложение 1) Тропарь Креста, глас 1: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́,/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя,// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство. Кондак Креста, глас 7: Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских,/ на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з, дре́во Кре́стное,/ сме́ртное жа́ло и а́дова побе́да прогна́ся,/ предста́л бо еси́, Спа́се мой, вопия́ су́щим во а́де:// вни́дите па́ки в рай.
Очень многое сказано о Кресте. Святые отцы посвящали ему целые трактаты. Множество замечательных мыслей запечатлено в наших церковных песнопениях и молитвословиях. Но из всего обилия определений того, что есть Крест и каково его значение для человека, я хотел бы привести сегодня лишь одно, которое мы находим у святителя Иоанна Златоуста: «Крест — это свобода наша». Удивительные слова открывают самую суть того, что произошло на Кресте и что Господь принес людям. Достаточно вспомнить, что до пришествия в мир Спасителя грех действовал в мире с непреодолимой силой — можно сказать, он был включен в основу всех отношений между людьми, общественных отношений, государственных систем. Никакой свободы у человека не было: приходя в мир, он словно вставал на рельсы, которые вели его к духовной погибели. И вот Господь на Кресте побеждает зло.