Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня.
Мчч. Тимофея и Мавры (ок. 286). Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского (X). Прпп. Иулиании (1393) и Евпраксии (1394), Московских. Свт. Феофана Перифеорийского (после 1353). Сщмч. Николая Беневоленского пресвитера (1941). Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (Печерской) (1288).
Деян., 41 зач., XVIII, 22–28. Ин., 43 зач., XII, 36–47 1..
Начало вечерни, утрени и литургии пасхальное. Окончание и отпу’ст литургии по пасхальному чину2.
При соединении служб отдания Пасхи и прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского, можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «…аще случится святаго апостола Иоанна Богослова… во отдание Пасхи».
1. Если совершается полиелейная служба прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского, то на утрене читается Евангелие от Луки, 24 зач., VI, 17–23, а на литургии – чтения дня и преподобного: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 43 зач., XI, 27–30.
2. В греческой Цветной Триоди в этот день дается также чинопоследование, аналогичное последованию служб пасхальной седмицы, с пением пасхальных часов.
3. Кондак Недели о слепом поется, если служба прп. Феодосия не совершается.
Тропарь воскресный 5-го гласа (см. приложение 1) Кондак Пасхи, глас 8: ́Аще и во гроб… (см. в Неделю Пасхи) Кондак Недели о слепом3 (см. в Неделю о слепом) Тропарь преподобного Феодосия, глас 8: Возвы́сився на доброде́тель, измла́да возлюби́в мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́блественне дости́г, всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси́,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в, о́тче Феодо́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим. Кондак преподобного Феодосия, глас 3: Звезду́ Росси́йскую днесь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся ны/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.
Победа Христа над смертью есть разрушение Им всякой ограниченности, а вместе с ней – всякого страдания. Бог есть Жизнь и Источник жизни, а это означает, что жизнь в полном смысле присутствует только там, где Бог. А рай – это и есть то место, где Бог; и потому – там жизнь. Христос Своим Воскресением сделал возможным блаженную жизнь нашу после смерти – не нахождение в мрачном шеоле, в аду, где есть только некое существование под тяжестью абсолютного страдания, но жизнь там, где Бог, где есть приобщение к Божественной жизни, к полноте бытия, к подлинной свободе в Боге. Поэтому когда мы говорим о том, что Бог воскресил нас во Христе, это означает способность нашу жить вечной блаженной жизнью.