Седмица 32-я по Пятидесятнице. Попразднство Рождества Христова.
Собор Пресвятой Богородицы. Прав. Иосифа Обручника,
Давида царя и Иакова, брата Господня126.
Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840). Прп. Константина Синадского (VIII).
Прп. Евареста (825). Прп. Никодима Тисманского (1406) (Румын.).
Прмч. Исаакия Бобракова (1938). Сщмчч. Александра Волкова и Димитрия Чистосердова пресвитеров (1918); сщмчч. Николая Тарбеева, Михаила Чельцова, Николая Залесского пресвитеров и Михаила Смирнова диакона (1930); сщмчч. Леонида, еп. Марийского, Александра Крылова пресвитера, прмч. Василия Мазуренко, прмцц. Анфисы Сысоевой и Макарии Сапрыкиной (1937); сщмч. Григория Сербаринова пресвитера, прмцц. Августы Защук и Марии Лактионовой, мц. Агриппины Лесиной (1938).
Виленской-Остробрамской, именуемых «Трех радостей», «Милостивая» и Барловской «Блаженное Чрево» (1392) икон Божией Матери.
Веселия днесь Давид исполняется божественный,/ Иосиф же хваление со Иаковом приносит,/ венец бо сродством Христовым приемше, радуются,/ и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют:// Щедре, спасай Тебе чтущия.
Богородицы: Евр., 306 зач., II, 11–18.
Святых Богоотцов: Гал., 200 зач., I, 11–19. Мф., 4 зач., II, 13–23127.
126 «Подобает ведати, яко аще случится Рождество Христово в Неделю, не совершаем памяти святых Богоотец во грядущую Неделю… но совершаем сию Неделю в 26 день декемврия месяца, наутрие праздника, в понедельник» (Типикон, 26 декабря, 2-е «зри»).
127 Евангельские чтения Богородицы и святых Богоотцов совпадают (Типикон, 26 декабря, 2-е «зри»).
Тропарь Богоотцов, глас 2:Благовеству́й, Ио́сифе, Дави́ду чудеса́, богоотцу́:/ Де́ву ви́дел еси́ ро́ждшую,/ с па́стыри славосло́вил еси́,/ с волхвы́ поклони́лся еси́,/ Áнгелом весть прие́м.// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ ду́ши на́ша.Кондак Богоотцов, глас 3:Весе́лия днесь Дави́д исполня́ется Бо́жественный,/ Ио́сиф же хвале́ние со Иа́ковом прино́сит,/ вене́ц бо сро́дством Христо́вым прие́мше, ра́дуются,/ и неизрече́нно на земли́ ро́ждшагося воспева́ют, и вопию́т:// Ще́дре, спаса́й Тебе́ чту́щия.
День сей называется Собором Пресвятой Богородицы. Вокруг Божией Матери были ближайшие родственники, Ее родственники, которые были, через это и родственниками Младенца Иисуса. Это Обручник Иосиф, это названный брат Спасителя Иаков, ставший позже первым епископом Иерусалимским, – это была семья. И когда мы говорим, что Рождество – семейный праздник, это не просто дань некоей светской традиции отмечать день сей в кругу семьи, но еще и наполненное великим смыслом почитание семейных отношений. Сам Господь, Его Пречистая Матерь жили в семье. И семья – это колыбель, в которой воспитываются дети, в которой оттачиваются человеческие отношения.
Богослужебные указания ожидаются