Седмица 2-я по Пасхе. Вмч. Георгия Победоносца (303). Иверской иконы Божией Матери (второе обре́тение списка иконы 2012). Мц. царицы Александры (303). Мчч. Анатолия и Протолеона (303). Прп. Софии (1974). Сщмч. Иоанна Ансерова пресвитера (1940).
Утр. – Лк., 63 зач.,XII, 2–12. Лит. – Деян., 9 зач.,III, 19–26. Ин., 6 зач.,II, 1–11. Вмч.: Деян., 29 зач.,XII, 1–11. Ин., 52 зач.,XV, 17 – XVI, 2.
В седмичные дни до отдания Пасхи служба совершается по Триоди и Минее; на утрене перед 50-м псалмом поется «Воскресение Христово видевше» один раз; каноны Минеи предваряются каноном праздника, помещенным только в службе Недели (или в службе праздника Преполовения); поется «Честнейшую». На утрене, когда поется великое славословие (исключая праздник Преполовения, отдание его и Неделю 6-ю по Пасхе), катавасия «Воскресения день…».
1 В богослужебных книгах синодального периода (см.: Минея-Апрель. М., 1904. Л. 96; Типикон. М., 1885. Л. 294 об.) тропарь вмч. Георгия приводится в следующей редакции: «Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ царей поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим».
Тропарь великомученика Георгия, глас 4:
́Яко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих врач,/ правосла́вных1 побо́рниче,/ победоно́сче, великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак великомученика Георгия, глас 4:
Возде́лан от Бо́га,/ показа́лся еси́ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́,/ моли́твами, свя́те, твои́ми всем подае́ши// прегреше́ний проще́ние.
Величание
(общее мученика; см. приложение 2)
Святого великомученика и Победоносца Георгия… отделяет от нас более 1700 лет, и удивительно, что не просто память об этом выдающемся сыне Церкви сохраняется из поколения в поколение, но что люди чувствуют живую с ним связь. Это возможно только в Церкви. Никакая другая человеческая общность не обеспечивает такого преемства – преемства ценностей, преемства смыслов, преемства подвига. И происходит это потому, что человеческая память не просто удерживает некие эпизоды из жизни того или иного человека, которые до сих пор поражают воображение, но потому что силой Святого Духа в Церкви нет мертвых, но все живы. И святой великомученик и Победоносец Георгий жив, предстоит Богу, и мы точно знаем, что так оно и есть. Мы прославляем не человека, жившего 1700 лет назад, но того, кто является и нашим современником, ведь и мы, находясь в Церкви, силой Святого Духа принадлежим вечности. Всякий раз, когда мы совершаем Божественную Евхаристию, мы прикасаемся к этой вечности, мы выходим за пределы физического бытия.