Великая Среда. Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68). Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX). Свт. Каллиника Черникского (1868) (Румын.)1. Сщмч. Николая Гаварина пресвитера (1938). Литургия Преждеосвященных Даров.
Утр. – Ин., 41 зач. (от полý),XII, 17–50. Лит. – Мф., 108 зач.,XXVI, 6–16.
Порядок службы, как в Понедельник. На утрене трипеснец. На изобразительных вместо отпуста – молитва «Владыко Многомилостиве…». На литургии после «Буди Имя Господне…» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы). Отпуст «Грядый Господь…».
1 Имя свт. Каллиника Черникского включено в месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 7 марта 2018 года. Прославление совершено Румынской Православной Церковью.
Тропарь, глас 8:
Се, Жени́х… (см. в Великий Понедельник)
Кондак, глас 4:
Па́че блудни́цы, Бла́же, беззако́нновав,/ слез ту́чи ника́коже Тебе́ принесо́х,/ но молча́нием моля́ся, припа́даю Ти,/ любо́вию облобыза́я пречи́стеи Твои́ но́зе,/ я́ко да оставле́ние мне, я́ко Влады́ка, пода́си долго́в,/ зову́щу Ти, Спа́се:// от скве́рных дел мои́х изба́ви мя. Ексапостиларий: Черто́г Тво́й… (см. в Великий Понедельник)
История с помазанием Христа Спасителя блудницей, в которой так много непонятного и необъяснимого, может быть понята и объяснена через смысл служения, которое Господь совершил ради всего мира. Для Господа нет изгоев, для Него нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простолюдинов. Все наши человеческие условности Господь отметает и принимает всех, в том числе грешников, – более того, грешников в первую очередь. Именно Господу принадлежат слова: Я пришел призвать не праведников, но грешников (Мф. 9, 13). Поэтому первое, что обращает на себя внимание, – это искренняя, истинная любовь Спасителя ко всем, в том числе к грешникам. Но и то, что совершила женщина, выходит за рамки человеческого понимания. Конечно, трудно было собрать такую огромную сумму и разом ее потратить на благоуханную жидкость. Возникает вопрос: а что могло предшествовать принятию столь странного и даже опасного для этой женщины решения? Ведь наверняка никаких денег у нее больше не было, она обрекала себя на нищету. Все, что она скопила, было отдано ради приобретения драгоценного мира. И Господь принимает эту жертву со словами: «Везде, где будет проповедано Евангелие, сказано будет об этой женщине» (см. Мф. 26, 13).