Православный календарь на 5 августа 2019 года

Седмица 8-я по Пятидесятнице. Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284–305). Прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001). Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75). Сщмч. Михаила Троицкого пресвитера и мч. Андрея Аргунова (1938). Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).

Утр. – Лк., 4 зач.,I, 39–49, 56. Лит. – 1 Кор., 142 зач.,IX, 13–18. Мф., 65 зач.,XVI, 1–6. Богородицы: Евр., 320 зач.,IX, 1–7. Лк., 54 зач.,X, 38–42; XI, 27–28.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской, глас 5:

Пред свято́ю Твое́ю ико́ною, Влады́чице,/ моля́щиися исцеле́ний сподобля́ются,/ ве́ры и́стинныя позна́ние прие́млют/ и ага́рянская наше́ствия отража́ют./ Те́мже и нам, к Тебе́ припа́дающим,/ грехо́в оставле́ние испроси́,/ по́мыслы благоче́стия сердца́ на́ша просве́ти/ и к Сы́ну Твоему́ моли́тву вознеси́// о спасе́нии душ на́ших.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской, глас 1:

Исто́чник исцеле́ний и ве́ры правосла́вныя утвержде́ние/ Поча́евская Твоя́ ико́на, Богоро́дице, яви́ся,/ те́мже и нас, к ней притека́ющих,/ от бед и искуше́ний свободи́,/ ла́вру Твою́ невреди́му сохрани́,/ Правосла́вие во о́крест стоя́щих страна́х утверди́/ и грехи́ разреши́ моли́твенник Твои́х:// ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши.

Величание Божией Матери:

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и почита́ем честну́ю ико́ну Твою́,/ ю́же от лет дре́вних// на горе́ Поча́евстей просла́вила еси́.

Тропарь мучеников, глас 4:

Му́ченицы Твои́, Го́споди… (см. приложение 2)

Кондак мучеников, глас 2:

Свети́льницы све́тлии… (см. приложение 2)

Целью монашеской жизни является богоуподобление. Царица Небесная, явившая, по Божественному замыслу, нечто большее, чем богоуподобление, является не только покровительницей монашеской жизни, но и недостижимым лучезарным примером, к которому устремляется благочестивое сердце подвижника. И, зная об этом почитании, Царица Небесная идет навстречу монашествующим, являясь для них Матерью, Покровительницей, поддержкой и утешением. Мы воспеваем Ее как Взбранную Воеводу и как Победительницу. Воевода – это военачальник. Победительный военачальник – тот, кто не знает поражений. Царица Небесная не знала никаких поражений. Она прошла через жизнь, не омрачив греховными поступками и даже мыслями красоты Своей личности и Своей природы, соединенной через рождение Сына с природой Божественной. Вот почему мы и называем Ее Взбранной Воеводой, – потому что Она впереди всякого воинства и в первую очередь воинства монашеского, которое устремляется к святости.

Богослужебные указания


Февраль 2014