Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (1350), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII).
Утр. – Лк., 4 зач.,I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 240 зач.,II, 5–11. Лк., 54 зач.,X, 38–42; XI, 27–28.
На трапезе разрешается рыба. На утрене величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо». На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, успение… Побеждаются естества уставы…» (до отдания).
Тропарь праздника, глас 1:
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́,/ Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Кондак праздника, глас 2:
В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Величание:
Велича́ем Тя,/ Пренепоро́чная/ Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего,/ и всесла́вное сла́вим// успе́ние Твое́.
Задостойник, глас 1:
́Ангели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася,// ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на не́бо. Побежда́ются естества́ уста́вы/ в Тебе́, Де́во Чи́стая,/ де́вствует бо рождество́/ и живо́т предобруча́ет смерть./ По рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́,/ спаса́еши при́сно,// Богоро́дице, насле́дие Твое́.
Успение есть праздник прославления Пресвятой Богородицы. О Ее земном пути мы многого не знаем, он как бы скрыт в тени жизни Ее Сына, нашего Господа и Спасителя, но нам известно, что Дева Мария прожила трудную жизнь. Она родила сверхъестественно Сына и Спасителя нашего, Она воспитывала Его как мать, Она учила Его всему, чему мать должна учить свое дитя. Несомненно, Она радовалась тому, как Он восходил в силу, и переживала за Него, когда Он ступил на путь общественного служения. Она оставалась где-то рядом с Ним, и, наконец, мы встречаемся с Ней в момент страданий Спасителя на Голгофе. Она была рядом с Ним, и действительно исполнились пророческие слова Симеона, которые он произнес, когда Мария принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, как бывало с первенцами мужского пола в каждой еврейской семье: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Симеон предвидел Ее страдания, Ее скорбную жизнь… Но праздник Успения есть Ее торжество. Мы празднуем торжественное вознесение на небо Девы Марии, Царицы Небесной, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Мы празднуем Ее победу над всеми скорбями в жизни, мы празднуем Ее победу над всеми трудностями, которые Она испытала. И верим, что Она, пройдя непростым жизненным путем, и нам помогает преодолевать наши трудности.