Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Мц. Лукии (304). Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Арсения (VIII–XI). Свт. Досифея, митр. Молдавского (1693) (Румын.). Сщмч. Александра Юзефовича пресвитера и мч. Иоанна Менькова (1920); сщмчч. Владимира Лозины-Лозинского, Александра Поспелова, Иакова Гусева, Алексия Рождественского, Григория Фаддеева пресвитеров (1937); сщмч. Николая Амассийского пресвитера (1938); сщмчч. Емилиана Киреева, Василия Покровского пресвитеров (1941).
Утр. – Мф., 36 зач.,X, 16–22. Лит. – Тит., 300 зач. (от полý),I, 5 – II, 1. Мк., 39 зач.,IX, 10–16. Мчч.: Еф., 233 зач.,VI, 10–17. Лк., 106 зач.,XXI, 12–19.
Тропарь мучеников, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди… (см. приложение 2)
Ин тропарь мучеников, глас 4:
Му́ченик всечестны́х све́тлость,/ пяточи́сленных страстоте́рпцев воспое́м,/ сла́ву земны́х презре́вших,/ со́лнца све́тлаго Евстра́тия,/ прему́драго вити́ю со страда́льцы,/ на огнь и му́ки дерзну́вших за всех Царя́ Христа́/ и от Престо́ла Того́ сла́вы по́честьми венце́в обдаре́нных./ Тех моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мучеников, глас 3:
Вити́йствуя пред беззако́ннующими Боже́ственная,/ бие́ния претерпе́л еси́ му́жественнейшим се́рдцем,/ облиста́л еси́ богозна́меньми, пречу́дне,/ угаси́л еси́ возвы́шенный пре́лести пла́мень,/ сего́ ра́ди тя честву́ем, всеблаже́нне,// му́чениче Христо́в Евстра́тие.
Ин кондак мучеников, глас 2:
Свети́льник яви́лся еси́ светле́йший/ во тьме неве́дения седя́щим, страстоте́рпче:/ ве́рою бо, я́ко копие́м, обложи́вся,/ враго́в шата́ния не убоя́лся еси́, Евстра́тие,// ри́торов сый благоязы́чнейший.
Когда мы говорим о подвигах первых христиан или христиан всех последующих поколений, отдавших свою жизнь за веру, мы применяем по отношению к ним слово «мученик». В латинском языке это слово martyr. В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение», а греческое слово μάρτυς, откуда пошла и латинская традиция, и традиция современных западных языков, имеет иной смысл. Греческое слово μάρτυς означает «свидетель». И это первоначальное прочтение подвига мучеников является очень важным, ибо не каждый мученик является свидетелем. Мы знаем, как нередко мучают людей, желая забрать у них деньги или ценные бумаги или склонить их к отречению от какой-либо политической позиции. Но такую насильственную смерть нельзя назвать смертью мученика-свидетеля. О чем же свидетельствовали древние мученики? О Христе Распятом и Воскресшем. Их заставляли молчать, принуждая силой римского государства, но они все равно свидетельствовали о Христе, и насильственная смерть этих людей является их великим свидетельством о правде Божией.