Иверской иконы Божией Матери. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского (381). Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1378). Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840). Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, патриарха Константинопольского (895). Прп. Мелетия Ипсенийского (XIX).
Утр. – Богородицы: Лк., 4 зач.,I, 39–49, 56, или свт.: Ин., 36 зач.,X, 9–161. Лит. – 1 Ин., 71 зач.,II, 18 – III, 10. Мк., 49 зач.,XI, 1–11. Богородицы: Флп., 240 зач.,II, 5–11. Лк., 54 зач.,X, 38–42; XI, 27–28. Свт.: Евр., 335 зач.,XIII, 17–21. Лк., 24 зач.,VI, 17–232.
1 Чтение свт. Алексия на утрене читается, если в этот день служба в честь Иверской иконы Божией Матери не совершается (при этом на литургии – чтения дня и святителя).
2 Чтения свт. Алексия на литургии читаются, если ему совершается служба.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 1:
От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 8:
́Аще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.
Тропарь святителя Московского Алексия, глас 8:
́Яко апо́столом сопресто́льна,/ и врача́ предо́бра, и служи́теля благоприя́тна,/ к ра́це твое́й честне́й притека́юще, святи́телю Алекси́е, богому́дре чудотво́рче,/ соше́дшеся, любо́вию в па́мять твою́ све́тло пра́зднуем,/ в пе́снех и пе́ниих ра́дующеся и Христа́ сла́вяще,/ такову́ю благода́ть тебе́ дарова́вшаго исцеле́ний// и гра́ду твоему́ вели́кое утвержде́ние.
Ин тропарь святителя Московского Алексия, глас 4:
Апо́стольских догма́т опа́сна храни́теля,/ Це́ркве росси́йския па́стыря и учи́теля,/ преблаже́ннаго Алекси́я святи́теля па́мять пра́зднующе,/ славосло́вим Христа́ Бо́га на́шего пе́сньми достодо́лжными,/ дарова́вшаго нам уго́дника Своего́,/ я́ко оби́льный исто́чник, точа́щь врачева́ния,// гра́ду же Москве́ похвалу́ и утвержде́ние.
Кондак святителя Московского Алексия, глас 8:
Боже́ственнаго и пречестна́го святи́теля Христо́ва,/ но́ваго чудотво́рца Алекси́я,/ ве́рно вси пою́ще, лю́дие, любо́вию да ублажи́м, я́ко па́стыря вели́каго,/ служи́теля же и учи́теля прему́дра земли́ Росси́йстей./ Днесь, в па́мять его́ прите́кше, ра́достно возопие́м песнь богоно́сному:/ я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу, многообра́зных нас изба́ви обстоя́ний, да зове́м ти:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.
Мы должны вынести очень важный урок из всего того, что совершил в своей жизни святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси. Годы его Первосвятительского служения совпали с тяжелейшим периодом нашей отечественной истории. После Батыева нашествия были потеряны тысячи городов, убиты десятки, а может, сотни тысяч людей, на развалинах некогда единого государства удельные князья соревновались в том, у кого больше власти, больше силы, у кого лучше сложатся отношения с ордынским ханом. Вот в таких условиях протекало служение святителя Алексия. Что же он делал? Святитель пытался собрать все русские княжества. Но для того чтобы совершить дело объединения, нужно всегда поступаться самим собой. Именно этой силой любви, самоуничижения и смирения святитель Алексий обезоруживал русских князей, содействуя великому делу объединения Руси и последующей победы над Ордой. Поэтому, когда мы вспоминаем имя святителя, мы в первую очередь должны помнить, что его сила, изменившая ход нашей истории и во многом предопределившая избавление Отечества от иноземного ига, была связана с подвигом жертвы, с подвигом отдачи себя другим.