Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (361–363). Обре́тение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715) (служба может быть перенесена на пятницу, 8 июня). Собор Сибирских святых. Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (363). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409). Прп. Фамари Марджановой, исп. (1936) (Груз.)1. Сщмч. Тимофея Ульянова пресвитера (1940). Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых).
Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач.,XXVIII, 16–20. Лит. – Евр., 330 зач.,XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач.,X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30.
Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст)2. Служба только по Триоди. С этого дня до 1 августа, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя…». Полиелейная служба свт. Иоанна Тобольского может быть перенесена на пятницу, 8 июня (ср. Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава).
1 Имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) включено в месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2017 года. Прославление совершено Грузинской Православной Церковью.
2 В преддверии Великого поста после Недели мясопустной прекращается вкушение мяса, а после Недели сыропустной – прочей скоромной пищи. После же Петрова мясопуста (так в «Пасхалии зрячей по ключевым словам» Типикон называет нынешний день заговенья) сразу прекращается вкушение всякой скоромной пищи (см. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я).
Тропарь воскресный 8-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь всех святых, глас 4:
́Иже во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак всех святых, глас 8:
́Яко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики,/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Святые угодники, к которым мы обращаемся, несомненно, слышат молитву, если она искренняя, сердечная, если она с верой, но отвечают, когда это нужно и полезно для нас. Иногда проходит некоторое время, даже годы, когда вдруг случается нечто, и человек не может понять, как же так сложились обстоятельства, что без его прямого участия произошло то, что так хотелось. Вот в такой момент и нужно вспоминать тех, кому мы молились, чтобы получить просимое. Ведь небо не закрыто, Бог слышит нас, святые угодники, которые предстоят Ему, слышат нас. И это не фантазия, не больное воображение, не признак отсталости, а признак сильного, яркого духовного опыта…