Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении (395–423). Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Прп. Афанасия исп. (821). Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы). Сщмчч. Иосифа Смирнова и Владимира Ильинского пресвитеров, Иоанна Касторского диакона и мч. Иоанна Перебаскина (1918); сщмчч. Михаила Горбунова, Иоанна Орлова, Виктора Моригеровского, Иоанна Парусникова, Сергия Белокурова, Андрея Ясенева, Павла Смирнова пресвитеров, прмчч. Сергия Букашкина и Антипы Кириллова, прмц. Параскевы Макаровой, мчч. Стефана Франтова и Николая Некрасова, мцц. Елисаветы Тимохиной, Ирины Смирновой и Варвары Лосевой (1938); мч. Андрея Гневышева (1941); прмч. Филарета Пряхина (1942).
Иуд., 78 зач.,I, 11–25. Лк., 110 зач.,XXIII, 1–34, 44–561.
На этот день может быть перенесена с пятницы, 23 февраля, полиелейная служба в честь Обре́тения мощей блж. Матроны Московской (ср. Типикон, 24 февраля, 3-я, 4-я и 5-я Марковы главы).
1 Если в этот день совершается служба в честь обретения мощей блж. Матроны Московской, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 104 зач., XXV, 1–13, а на литургии – чтения дня и блаженной: Гал., 208 зач., III, 23–29. Лк., 33 зач., VII, 36–50.
Тропарь мучеников, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди… (см. приложение 2)
Кондак мучеников, иже во Евгении, глас 8:
Кре́пцыи ве́ры столпи́,/ добропобе́днии му́ченицы,/ за Христа́ подъе́мше разли́чныя му́ки,/ и на ле́та мно́га сокрове́ни бы́сте,/ и ны́не яви́стеся я́ко многоце́нное бога́тство,/ и в Це́рковь Бо́жию че́стно носи́ми архиере́я Бо́жия дла́ньми,/ прося́щим раздава́ете, е́же на по́льзу.// Тем моли́теся о душа́х на́ших.
Тропарь блаженной Матроны, глас 2:
Бо́гом умудре́нную блаже́нную ста́рицу Матро́ну,/ земли́ Ту́льския процвете́ние/ и гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние,/ восхва́лим днесь, ве́рнии./ Сия́ бо, све́та дневна́го не позна́вши,/ све́том Христо́вым просвети́ся/ и да́ром прозре́ния и исцеле́ния обогати́ся./ Пресе́льница же и стра́нница на земли́ бы́вши,/ ны́не в черто́зех Небе́сных Престо́лу Бо́жию предстои́т// и мо́лится о душа́х на́ших.
Кондак блаженной Матроны, глас 7:
К служе́нию Христо́ву/ от чре́ва ма́терня предызбра́нная,/ пра́ведная Матро́но,/ стезе́ю скорбе́й и печа́лей ше́ствующи,/ тве́рдую ве́ру и благоче́стие яви́вши,/ Бо́гу угоди́ла еси́./ Те́мже, почита́юще па́мять твою́, мо́лим тя:/ помози́ и нам в любви́ Бо́жии пребыва́ти,// ста́рице блаже́нная.
Величание:
Велича́ем тя,/ свята́я пра́ведная ста́рице Матро́но,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас// Христа́, Бо́га на́шего.
Кем была в Москве Матронушка? Парализованная, слепая женщина, которая никогда не видела света Божьего, никогда не вставала с кровати… А сколько в это же время было в Москве великих и сильных?! Великие правители, имена которых наводили страх и возбуждали чувство фанатичной преданности, великие ученые, замечательные писатели и поэты, властители дум человеческих. А теперь давайте зададимся вопросом: к кому из тех великих, сильных и славных каждый день приходит столько же народа, сколько к слепой старице Матроне, всю свою жизнь пролежавшей на кроватке? Думаю, не только к тем, кто тогда правил нашей страной, но и ни к одному правителю в мире нет такого ежедневного многотысячного паломничества. Никто не стоит всю ночь, чтобы прикоснуться к гробнице. …Народ наш удивительным образом, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но воспринимает разумом и сердцем слово Божественной истины.