Седмица 1-я Великого поста. Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66). Сщмч. Михаила Лисицына пресвитера (1918); сщмч. Петра Варламова пресвитера (1930); сщмч. Сергия Воскресенского пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна, еп. Рыльского, и Иоанна Дунаева пресвитера, прмц. Анны Благовещенской (1938).
На 6-м часе: Ис.I, 1–20. На веч.: Быт.I, 1–13. Притч.I, 1–20.
В седмичные дни Великого поста служба совершается по Минее и Триоди, без Октоиха, кроме Троичнов, седальнов и светильнов рядового гласа (см. приложения Триоди). В понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского.
Кондак святителя Порфирия, глас 2:
Свяще́ннейшими твои́ми нра́вы украша́емь,/ свяще́нства оде́ждею озари́лся еси́,/ всеблаже́нне богому́дре Порфи́рие,/ и исцеле́ний удобря́еши возвыше́ньми,// моля́ся непреста́нно о всех нас.
В самом начале Великого поста Церковь предлагает взять на себя подвиг критической оценки собственной жизни, собственного поведения, особенно в конфликтных ситуациях, и найти в себе силы испросить прощения у того, с кем враждуешь, памятуя, что без этого прощения лишается смысла и весь постный подвиг. Всякий раз мы собираемся в храме накануне Великого поста, чтобы попросить друг у друга прощения, вне зависимости от того, чувствуем мы свою вину или не чувствуем. Ведь нередко мы обижаем других людей невольно, не отдавая себе отчета, не вкладывая никаких негативных чувств, – обижаем словом, выражением лица, жестом, поступком, не ведая о возможных последствиях, не представляя, что тем самым мы нарушаем мир другого человека. Вот почему важно испросить прощения у всех, с кем мы соприкасаемся, – в первую очередь у родных и близких, с кем мы живем бок о бок. Особенно это важно для людей, живущих семейной жизнью, потому что семья – школа любви и одновременно школа терпения, смирения, мудрости и прощения. Семейные конфликты иногда бывают очень тяжелыми, и если их не погасить, семья может погибнуть.