Православный календарь на 17 марта 2019 года

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1-й. Прп. Герасима, иже на Иордане (475). Прп. Герасима Вологодского (1178). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Блгв. кн. Василия (Василько́) Ростовского (1238). Прмч. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Мчч. Павла и Иулиании (ок. 273). Прп. Иакова постника (VI). Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской. Сщмч. Александра Лихарева пресвитера (1938). Иконы Божией Матери Кипрской в с. Стромынь Московской обл. (переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста). Литургия св. Василия Великого.

Утр. – Ев. 9-е, Ин., 65 зач.,XX, 19–31. Лит. – Евр., 329 зач. (от полý),XI, 24–26, 32XII, 2. Ин., 5 зач.,I, 43–511.

На утрене катавасия «Моря чермнýю пучину…». На литургии вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…». После литургии совершается молебное пение Недели Православия.

1 Если в этот день совершается полиелейная служба блгв. кн. Даниила, то на литургии – чтения дня и блгв. кн. Даниила: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 47 зач., XII, 30–37, или Кол., 258 зач., III, 12–16. Ин., 51 зач., XV, 9–16.
2 Триодь Постная указывает петь кондак Недели Православия на 2-й глас. Согласно Типикону, этот кондак должен петься на 8-й глас.

Тропарь воскресный 1-го гласа

(см. приложение 1)

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2:

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:// ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 22:

Неопи́санное Сло́во О́тчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь,/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́,/ но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом сие́ вообража́ем.

В этот день мы вспоминаем победу над ересями и присоединяемся мысленно к торжествам, которые произошли в IX веке в Константинополе, когда при активном участии благочестивой императрицы Феодоры, при полной поддержке епископата Церкви и верующего народа, был окончательно положен конец тяжелой эпохе иконоборчества. Иконоборчество выросло из конкретных еретических заблуждений, как и все ереси, предшествовавшие иконоборчеству и появившиеся после него. Всякая ересь была опасна тем, что не отвергала целиком всего христианского учения. Она не подвергала сомнению авторитет святых апостолов и даже Евангелия, как и авторитет мужей апостольских, апологетов и отцов. Но, не отвергая предшествовавшего ей учения, ересь вносила свои собственные суждения, которые, в принципе, разрушали все, что было до этой ереси провозглашено и утверждено как вера Церкви. В этом великая опасность ереси.

Богослужебные указания


Февраль 2014