Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386). Мчч. Трофима и Евкарпия (ок. 300). Прп. Анина монаха. Сщмч. Димитрия Розанова пресвитера, прмц. Наталии Баклановой (1938). Литургия св. Василия Великого.
Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач.,XXI, 15–25. Лит. – Евр., 311 зач.,IV, 14 – V, 6. Мк., 37 зач.,VIII, 34 – IX, 1.
На великой вечерне по «Ныне отпущаеши» – «Богородице Дево» дважды и тропарь Креста единожды. На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен дважды, «Слава» Креста, «И ныне» – «Гавриилу вещавшу…». Евангелие читается в алтаре. Катавасия «Божественнейший прообрази́ древле Моисей…». После великого славословия – вынос Креста и поклонение ему. На литургии по входе тропарь воскресен и Креста. «Слава, и ныне» – кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…». Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…». Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Причастен «Знáменася на нас свет Лица Твоего, Господи».
Тропарь воскресный 3-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь Креста, глас 1:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́,/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя,// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Кондак Креста, глас 7:
Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских,/ на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з, дре́во Кре́стное,/ сме́ртное жа́ло и а́дова побе́да прогна́ся,/ предста́л бо еси́, Спа́се мой, вопия́ су́щим во а́де:// вни́дите па́ки в рай.
Очень многое сказано о Кресте. Святые отцы посвящали ему целые трактаты. Множество замечательных мыслей запечатлено в наших церковных песнопениях и молитвословиях. Но из всего обилия определений того, что есть Крест и каково его значение для человека, я хотел бы привести сегодня лишь одно, которое мы находим у святителя Иоанна Златоуста: «Крест – это свобода наша». Удивительные слова открывают самую суть того, что произошло на Кресте и что Господь принес людям. Достаточно вспомнить, что до пришествия в мир Спасителя грех действовал в мире с непреодолимой силой – можно сказать, он был включен в основу всех отношений между людьми, общественных отношений, государственных систем. Никакой свободы у человека не было: приходя в мир, он словно вставал на рельсы, которые вели его к духовной погибели. И вот Господь на Кресте побеждает зло.